#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
19 декабря
18 декабря

ОПРОС

Как на вас повлиял переход на единый часовой пояс?
  • 1. Положительно. Стали лучше высыпаться.(348)
  • 2. Отрицательно. Хуже справляюсь с тем же объёмом работы. Зимой почти не видел солнца.(2270)
  • 3. Вообще не заметил/а разницу.(75)

Два производителя пива судятся из-за товарного знака

«Новый вестник»

Письма завода «Эфес Караганда» антимонопольщики расценили как призыв к бойкоту.

Инспекция по защите конкуренции уличила пивоваренный завода «Эфес Караганда» в нарушении закона. Оказывается, карагандинский производитель разослал продавцам письма с просьбой не продавать пиво «Большая Кружка», которое производит конкурент – алматинская компания «Карлсберг Казахстан». Эти антимонопольщики расценили как призыв к бойкоту. 

Наша межрегиональная инспекция по защите конкуренции провела расследование в отношении компании «Эфес Караганда Пивоваренный завод». Производителя заподозрили в нарушении антимонопольного законодательства.

- Акционерное общество «Эфес Караганда Пивоваренный завод» направило письмо от 22 августа 2011 года за номером 777, – сообщили корреспонденту «НВ» в инспекции по защите конкуренции. – В нем оно просит торговые сети, супермаркеты, магазины, кафе и рестораны воздержаться от продажи пива под товарным знаком «Большая Кружка». И одновременно предупреждает об административной и уголовной ответственности за уклонение от исполнения требований судебных актов.

Межрегиональная инспекция по защите конкуренции увидела здесь нарушение антимонопольного законодательства, а именно – бойкот поставщика. За это предусмотрена административная ответственность. Для субъекта крупного предпринимательства, которым является карагандинский пивоваренный завод, это штраф от 1000 месячных расчетных показателей (1,5 миллиона тенге – авт.) и больше.

- Мы себя, безусловно, виновными не признаем, – заявили в юридической службе компании «Эфес Караганда Пивоваренный завод». – Мы на 100 процентов уверены, что действовали в рамках закона.

 Пиво не продавать

Надо сказать, то самое письмо появилось не просто так. Оно стало промежуточным итогом судебной тяжбы между двумя производителями. Дело в том, что летом нынешнего года карагандинский пивоваренный завод подал иск на компанию «Карлсберг Казахстан». Наш производитель заподозрил конкурента в нарушении своих прав на использование торговой марки. Ему не понравилось, что пивовары из южной столицы выпускают хмельной напиток с названием «Большая Кружка», тогда как у карагандинского завода есть похожий продукт, на этикетке которого написано «Кружка свежего». Но загвоздка не в этом, а в том, что юристы в обеспечение иска потребовали приостановить продажу пива «Большая Кружка». И суд их поддержал.

«Обязать ТОО «Карлсберг Казахстан» до разрешения спора между сторонами приостановить реализацию на территории Республики Казахстан пива под товарным знаком «Большая Кружка», – сказано в определении судьи экономического суда Алматы Айман Абилмажиновой. – Определение подлежит немедленному исполнению».

Видимо, чтобы довести суть этого судебного определения до продавцов, карагандинский пивоваренный завод и написал то самое письмо, которое антимонопольщики признали призывом к бойкоту.

Однако, как выяснили корреспонденты «НВ», усилия наших пивоваров не принесли нужного результата. В некоторых карагандинских супермаркетах продают пиво «Большая Кружка». На полках эти бутылки довольно узнаваемы, поскольку они имеют нестандартный объем – 0,64 литра. В качестве эксперимента мы даже купили две таких бутыли. При этом выяснилось: продавцы не знают, что торговлю этим пивом суд приостановил.

 Чья кружка?

Корреспондент «НВ» обращался за комментариями в компанию «Карлсберг Казахстан». Хотелось выяснить, что думает алматинский производитель о ситуации на рынке и судебном разбирательстве. Ответа на наши вопросы мы ждали три недели. Но в итоге пришел отказ. И в компании «Эфес Караганда Пивоваренный завод» обсуждать ход суда тоже не захотели:

- Сейчас все только на стадии рассмотрения. Нет еще ни постановления, ни решения суда. Поэтому пока рано о чем-то говорить.

Несмотря на отказы, нам удалось узнать, в чем состоит предмет спора между двумя пивоваренными заводами. Оказалось, что они не могут поделить слово «кружка». Ведь оно присутствует в названии и карагандинского пива, и алматинского. При этом наш завод требует, чтобы компания «Карлсберг Казахстан» прекратила использовать товарный знак «Большая Кружка». Потому что за карагандинским пивоваренным заводом зарегистрировано право на название «Кружка светлого». А это значит, по его мнению, что никто не может использовать товарный знак ни целиком, ни частично.

Разобраться в этом спорном вопросе предстоит суду. Сейчас назначена экспертиза. Ни в коем случае не намереваясь повлиять на решение суда, мы попросили независимого специалиста высказать свое мнение.

- Зачастую судом и экспертами товарный знак рассматривается не только в узком контексте двух слов, – объясняет специалист из фирмы патентных поверенных «Алчимбаева и партнеры» Анна Павлакова. – Большое значение имеет известность знака на момент разбирательства. То есть, если потребитель придет в магазин и увидит на витрине «Кружку Свежего» и «Большую Кружку», то сможет ли он отличить производителя. А просто по названию продукта судить нельзя. В продукции важно все: и внешний вид бутылки, и то, как выглядит товарный знак. Производитель может претендовать на часть торгового знака, в нашем случае на слово «кружка», только если существует реальная возможность введения потребителя в заблуждение. То есть если продукты и их товарные знаки похожи.

 Борьба за рынок

Если поставить рядом две бутылки пива – «Большую Кружку» и «Кружку Свежего» – и сравнить, то ничего общего между ними нет. Они отличаются по объему, дизайну тары, цветовой гамме, изобразительному логотипу и даже по начертанию названия напитка. На карагандинской бутылке написано «Кружка Свежего». А вот на той, что произведена компанией «Карлсберг Казахстан», слова «кружка» вообще нет. Поэтому на первый взгляд не понятно, что не устраивает карагандинский пивоваренный завод.

- Я думаю, что у любого продукта есть свои плюсы и минусы, – рассуждает наш эксперт. -Но, в любом случае, рассудить производителей может только потребитель. Только он решает, чей продукт лучше.

Вполне возможно, что карагандинский пивоваренный завод затеял тяжбу с целью отвоевать еще большее место на рынке. А в бизнесе, как на войне, все средства хороши. Тем более что после вступления Казахстана в Таможенный союз казахстанским производителям приходится несладко. Серьезную конкуренцию на рынке им создают россияне. Кстати, по статистическим данным, в нашей стране стало производиться меньше пива. За 10 месяцев нынешнего года этот показатель снизился на 13,4 процента. За десять месяцев 2011 года производство хмельного напитка уменьшилось на 13,4 процента и составило 373 миллиона 670 тысяч литров.

 Кстати

Техрегламент оставит без пива?

Комиссия Таможенного союза разработала и выставила на всеобщее обсуждение проект технического регламента «О безопасности алкогольной продукции». Против него сразу же выступили казахстанские пивовары. Новый техрегламент ограничивает использование заменителей солода, содержание которых в пиве теперь не должно превышать 20 процентов. А некоторые производители применяют до 80 процентов заменителей, которые получают из кукурузы, зерна и риса. Эта мера чуть ли не вдвое удешевляет пиво. К тому же при производстве приходится добавлять химические ферменты для улучшения вкуса. По новому техрегламенту, подобная продукция сможет называться разве что «пивным напитком», но никак не пивом.

К тому же отечественные пивовары считают, что принятие техрегламента негативно отразится на пивоваренной отрасли страны. Рынок пива будет сокращаться. Пивовары уверены, что новшества спровоцируют рост цен на хмельной напиток. Но чтобы этого избежать, они предлагают отделить пиво от крепкого алкоголя и создать для хмельного напитка отдельный техрегламент.

- Пиво – это слабоалкогольный напиток, – сказал в интервью корреспонденту «НВ» глава Союза пивоваров Казахстана Бексултан Меирбеков. – Он ничего общего с крепким алкоголем оно не имеет, кроме самого алкоголя. И процесс производства пива абсолютно другой. Все это уместить в одном техрегламенте, я считаю, некорректно. Я не понимаю, почему госорганы не идут нам на встречу в этом вопросе. Ведь имея отдельный техрегламент для пива, будет гораздо легче контролировать соблюдение производителями всех норм.

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях