#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(272)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

ТЭЦ-2 Темиртау просит повысить тариф на тепло

Газета "Зеркало"

Станция вышла с заявкой на повышение стоимости одной гигакалории более чем в три раза. После утверждения нового тарифа у «Окжетпеса» будет полное основание выйти еще раз с заявкой на повышение стоимости отопления, потому что изменится отпускная цена у поставщика. И это в очередной раз ударит по нашему карману, пишет темиртауская газета "Зеркало".

Публичные слушания на эту тему прошли в мае. Жители тогда высказали много нареканий по качеству предоставляемого отопления, озвучили свое мнение, что владельцы станции сначала должны все-таки вложить деньги и привести ТЭЦ-2 в порядок, а не латать изношенные котлы и турбины. В общем, народ высказался категорически против.

В рамках рассмотрения заявки на этой неделе руководитель и специалисты ДРЕМ и ЗК, а также члены экспертного совета посетили ТЭЦ-2, встретились с главным энергетиком АМТ, директором станции, посмотрели ход ремонтных работ и задали интересующие их вопросы.

- Уверяю, чего-то сильно плохого вы не увидите, - заверил Владислав Вовнянко, главный энергетик АМТ. - Мы не доведем станцию, она не остановится. Но если нам не помогут, будет тяжеловато. Есть много вопросов для обсуждения с государством. Поэтому мы сейчас открыто обращаемся к государству, что нужно что-то делать со станцией.

Что именно нужно делать со станцией и кто должен это делать, главный энергетик не пояснил. Отметил одно – помочь можно ростом тарифа.

Планы есть, а денег нет

На встрече Владислав Вовнянко в очередной раз сообщил об износе оборудования котельного и турбинного цехов. Еще два-три года, и от модернизации не отвертишься.

- На данный момент оборудование в удовлетворительном состоянии, но при обследовании специалистами рекомендовано снизить давление на входе в турбину, - говорит главный энергетик АМТ. - Поэтому сейчас мощность турбин - это 80% от номинальной. Здесь тоже нам предстоит очень большая модернизация. План ее составлен, но конкретных сроков нет. В связи с тем, что, просто для примера, ремонт или модернизация одной турбины – это примерно 18 миллионов долларов.

О том, что модернизация станции необходима, говорят на разных уровнях уже лет пять точно. И цифры озвучивают. Только от разговоров к делу так и не перешли.

- Станция в собственности у «Арселора» уже почти 20 лет. За это время можно было предпринять меры, зачем доводить до такого состояния оборудование? – удивился Виктор Буров, член экспертного совета.

А это политика, видимо, такая у собственников. Выжать все, что можно, не вкладывая… А потом сообщить всему честному народу о своем бедственном положении. Не выжимается уже, видимо, больше.

И уголь хуже, и людей меньше

На станции 70% в структуре затрат на производство тепловой энергии – это закуп топлива, то есть угля и мазута. С 2007 года, как сообщил главный энергетик АМТ, уголь подорожал в 4 раза, мазут – в 5 раз. А отпускной тариф на тепловую энергию в размере 906 тенге за гигакалорию не менялся с 2006 года. Из-за этого за последние три года несчастные собственники понесли порядка 10 миллиардов тенге убытков.

- Это как раз те деньги, которые нам необходимы для модернизации, - отметил Владислав Вовнянко.
На станции пытаются снизить себестоимость производства тепловой энергии. Странными, правда, методами. К примеру, снижают качество топлива, топят более дешевым. «Губят оборудование», - уверен Виктор Буров. Зольность слишком высокая.

- У вас уголь, по вашим же данным, идет из месяца в месяц все хуже и хуже по теплотворным способностям, - добавил Игорь Хомутов, член экспертного совета.

- По углям да, вы правы, - согласился главный энергетик. - Но угли нашего угольного департамента что-то слабоватые стали, это однозначно. По промпродуктам есть вопросы по влаге и, конечно, по зольности, 40% - это многовато. Уголь подорожал на самом деле еще больше, но мы учитываем цену смеси топлива. То есть мы пытаемся все-таки использовать свой промпродукт с углефабрик, ведем осушку шлама и тоже его используем, это приводит к снижению себестоимости. То есть мы пытаемся использовать более дешевое топливо.

Еще один способ экономии: в 2014 году стал меньше фонд заработной платы. Каким образом удалось этого достичь?

- Мы просто-напросто сокращаем действующий персонал. Это тоже не хорошо для станции, потому что должен быть рабочий персонал, – отметил Владислав Вовнянко.

«Все, нагрели город…»

Как пояснил в ходе встречи главный энергетик, вынужденный отвечать на вопросы экспертов, станция сейчас работает «в полноги». Должна вырабатывать больше, но, увы, не в силах. Ни город обогреть так, как необходимо, ни выработать номинальный объем электроэнергии. Получился замкнутый круг, разорвать который иностранные инвесторы планируют, нырнув в карманы потребителей.
Судите сами: установленная мощность турбин - 435 мегаватт. Сейчас они вырабатывают всего 220 мегаватт. Мощность котлов – 420 тонн пара в час, выработка сейчас – 280. А затраты на производство тепловой энергии, из-за которых собственники несут убытки и на которые ссылаются, обосновывая необходимость повышения тарифа, остаются прежними. Такими, как если бы станция работала на полную.

«Почему так?» – поинтересовались специалисты ДРЕМ и ЗК. Если снижается производительность, то и затраты должны снижаться…

- Смотрите: летом мы вырабатываем 220 мегаватт. Почему? Потому что одна турбина 4-5 месяцев стоит в капремонте. Зимой мы можем вырабатывать 300-320 мегаватт, но не вырабатываем. Почему? Вопрос очень интересный. А потому, что основные бойлера не справляются с выработкой теплоэнергии, которая нужна городу, - объяснил главный энергетик. - Что мы делаем для восполнения дефицита? Включаем пиковые бойлера, они больше вырабатывают тепловой энергии, потому что потребляют пар высокого давления. Но у нас пара лишнего нет, поэтому мы берем кусок пара, отдаем на бойлера. Все, нагрели город…

- То есть получается, если бы вы не снижали выработку пара на турбогенераторах, то, соответственно, и пиковые бойлера не надо было подключать в том объеме, о котором сейчас говорите. Зачем вы все-таки снизили объем выработки электроэнергии? – поинтересовался Асхат Жапсарбай, руководитель ДРЕМ и ЗК.

- Основных бойлеров, к сожалению, не хватает на отопление всего города. У нас не хватает зимой одного котла, это огромные инвестиции. Это раз, - ответил Владислав Вовнянко. - Второе – это снижение давления в цилиндрах высокого давления турбин, это рекомендации наших подрядчиков, которые проверяют состояние наших турбин (все это тоже влечет за собой снижение мощности. – Авт.). Котлы в среднем вырабатывают 280 тонн пара в час. Почему так мало? Скажу честно: капитальный ремонт половины котла мы делаем раз в 4 года. Есть вопросы с поверхностями нагрева, есть вопросы с напольным оборудованием.

Все это следствие и недостаточного финансирования ремонтов, и отсутствия модернизации изношенного оборудования. А нагрузка на станцию растет вместе с городом. Денег на ремонты выделяют не достаточно, из-за этого оборудование не способно работать в полную мощность, затраты вместе с мощностью не снижаются, как следствие – убытки. Отсюда и необходимость повышения тарифа.

- Слишком много хотят, - высказал свое мнение Виктор Буров, эксперт. – И такие заявки нужно рассматривать одновременно с «Окжетпесом». Ведь если ТЭЦ-2 сейчас отпускает тепло по 960 тенге за гигакалорию, то, я посчитал, потребителям она сейчас обходится в 2 085 тенге. С накрутками «Окжетпеса». И это еще ТЭЦ-2 тариф не изменили. А что будет, когда утвердят? И потом, я считаю, что энергетика такие убытки, как они пишут, не несет. Это однозначно. Потому что и горячая вода, и отопление – эти услуги как горячие пирожки расходятся, это же не складируется. Люди потребляют, люди платят. 97% платят темиртаусцев – это не так уж и плохо. Лукавят они... И у меня большие сомнения в тех цифрах, которые они показали как затраты. Все это будем сейчас изучать и дадим свое заключение.

 

Наталья ВЕРНАДСКАЯ 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде