#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(269)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

«Мама, я живая!»: в Караганде прошла премьера казахстанской киноленты Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова

«Мама, я живая!»: в Караганде прошла премьера казахстанской киноленты Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова Фото автора
eKaraganda

Мадина, юная дочь офицера ювенальной полиции Сауле Искаковой, влюбляется в детдомовца-хулигана. Между родителями и детьми – конфликт, но однажды дочь заболевает раком. Таков сюжет картины «Мама, я живая!», премьера которой прошла в карагандинском кинотеатре «Сарыжайлау» 5 декабря. На встрече со съемочной группой побывала корреспондент ekaraganda.kz. 

Картина «Мама, я живая!» - третья и заключительная в социальной кинотрилогии «Безграничные возможности!». Первым стал фильм «Быть или не быть?» (2014 год) - история о молодом инвалиде-колясочнике Тахире, мечтающем стать актером и репетирующим монолог Гамлета. Одновременно он по сюжету дискутирует с принцем, пытаясь найти ответ на вопрос — жить ему или нет. Второй была лента «Девушка и море» (2017 год) – о девушке Асель, которая, несмотря на неизлечимую болезнь, готова пройти все испытания, потому что хочет создать семью и родить ребенка.

Оба фильма были отмечены призами и наградами на международных кинофестивалях, и в них играли актеры с особенностями, которые ведут активный образ жизни, занимаются общественной деятельностью и работают. Исполнившая главную роль в фильме «Девушка и море» Динара Шарипова впоследствии получила награду на лондонском фестивале Remford Film Festival, а воплотивший главного героя в «Быть или не быть?» Тахир Умаров был признан лучшим Гамлетом на кинофестивалях и представлял фильм в США вместе с командой.

Фото: golos-naroda.kz

 

Мировая премьера «Мама, я живая!» состоялась на кинофестивале в Каннах в 2022 году: лента взяла высшую награду в номинации стран фильмов Шелкового пути. В 2023 году фильм побывал на международном Буддийском кинофестивале, где взял приз как лучший фильм и Гран-при кинофестиваля, а также на международном кинофестивале «Радуга» в Лондоне – и здесь победил в номинации «Лучший фильм для человечества». Картину описывают как пронзительную оду всем матерям – особенно тем, кто борется с онкологией у собственных детей.

В главной роли в фильме снялись Султанна Шенгел, Адель Махмутова, Асланби Медеулов, Ильяс Аутов, Бакытжан Орынбасар. Одну из главных ролей сыграл музыкант, лидер группы «Мотороллер» Ильяс Аутов. Генеральным продюсером выступил Азиз Заиров, он же стал и автором сценария и режиссером в тандеме с Мухамедом Мамырбековым. Оператор ленты «Мама, я живая!» - Казбек Амержанов, художник-постановщик – Алексей Филимонов, звукорежиссер – Илья Коробейников, композитор – Асель Омарова.

 

«Чтобы у подростков, у молодежи мотивация была... Наши фильмы – гуманистические, но они жизнеутверждающие», - так говорит о картине Азиз Заиров. Сам он – один из победителей проекта «100 новых лиц Казахстана», финалист проекта «Достойный Гражданин Казахстана», а в прошлом – выпускник детдома с инвалидностью второй группы с 17 лет. История этой инвалидности прозаична: в свои 12 юный Азиз участвовал в драке, ему повредили ногу, а рану не обработали вовремя. Ржавая арматура, ставшая причиной травмы, сыграла злую шутку – из больницы мальчик вышел с недугами.

Фильмы Азиз Заиров и Мухамед Мамырбеков снимают не для кассы – это не развлекательное, а социальное кино. В режиссуру Азиз, к слову, пришел через академию искусств имени Т. Жургенова.

«Выйдя из детского дома в 15 лет, я ощутил свободу – а с ней и все остальные соблазны, потеряв человеческий облик. Упав на самое дно, чувствуешь, что либо пан, либо пропал. Мне было стыдно – да хотя бы за свой внешний вид. Упасть еще ниже – проще, но я решил подниматься и поступить в Жургеновку, где мы и познакомились с Мухаммедом Мамырбековым», - рассказал Азиз.

Мухаммед добавил, что производство кино началось уже во время работы Азиза в Ассоциации родителей детей-инвалидов: вместе они сняли получасовой короткий метр «Зимние бабочки», после которого команду заметили.

 

Режиссер поделился: наследие, которое человек оставляет после себя, дороже денег. И затронул социальные моменты в плане кинематографа: фильмам нужны тифлокомментарии (в его трилогии «Безграничные возможности!» они есть – на трех языках), их важно адаптировать и для незрячих людей, чтобы и они могли себе позволить смотреть кино. За границей такие детали уже стали нормой: это социализация для людей с особыми потребностями. Режиссер рассказал, что уже поднимал такие проблемы на встречах с представителями ведомств от культуры и социальной сферы – и такая беседа привела к государственному распоряжению о том, что казахстанские фильмы должны быть адаптированы и для незрячей аудитории, на это должно выделяться финансирование. Следующими к обсуждению станут вопросы о работе в кино людей с инвалидностью и подростков – для них важно создавать оптимальные условия труда.

 

Фильм «Мама, я живая!» эмоционально тяжелый – но на такие темы, уверен режиссер, тоже надо говорить: детей с онкологией, которым нужна помощь, в Казахстане немало. Им нужны средства на лечение, и нередки случаи, когда такие дети умирали на руках у матерей, потому что в такой ситуации часто отцы уходят из семьи.

Актрису на роль Мадины, дочери офицера ювенальной полиции, съемочная группа искала долго. На кастинг пришло много девочек, но в итоге режиссеру пришлось кинуть клич в социальных сетях. С ним связались коллеги из команды фильма «18 килогерц» Фархата Шарипова и предложили Адель Махмутову. Ее съемочный процесс начался с самой тяжелой сцены – смерти ее героини. Позже в интервью Адель призналась: эмоций было много, но она училась с ними справляться – ей помогла поддержка команды. Кроме того, по словам Адель, фильм «Мама, я живая!» стал для всех них художественной терапией. Асланби Медеулов, воплотивший на экране парня героини Адель – парня-детдомовца – в ходе съемок был волонтером в детских домах, и для него жизнь разделилась на «до» и «после». В итоге Асланби решил учиться на врача, но творчество со счетов не сбрасывает.

 

К слову об оставаться человеком: Азиз Заиров поведал, как его спасла книга «Маленький принц». Он любил читать, носил книги с собой. И вот однажды в драке книгу проткнули ножом, но важные органы не зацепили: Экзюпери тогда спас и в физическом, и в духовном плане. А «Маленький принц» не раз цитируется в фильме «Мама, я живая!»: за кадром звучат цитаты из книги, а мать читает своей дочери именно это произведение.

В Караганду, помимо Азиза Заирова, прибыли Мухамед Мамырбеков и Султанна Шенгел – исполнительница роли Сауле. Для нее, как и для Адель и Асланби, работа в такой картине тоже стала определяющей.

 

«Для меня эта роль была интересной и как для актрисы: я тоже, как и ребята, прожила массу эмоций, изменилась в лучшую сторону. После выхода фильма я сопровождаю показы вместе с Мухамедом и Азизом. Работа над этой лентой сделала меня более чуткой: в трудовых буднях мы можем быть разными, где-то – жесткими, но важно не забывать о том, что ты человек, у тебя есть чувства, и их не нужно стесняться», - призналась Султанна Шенгел.

По сюжету ленты «Мама, я живая!» офицер ювенальной полиции Сауле Искакова – сама выпускница детского дома, а ее дочь Мадина – образец чуткого светлого человека. Дочь устраивает маме день рождения, сама шьет ей платье в подарок и пишет ее портрет. Но маму не отпускает работа, иначе ее подопечных детдомовцев вот-вот посадят. «Чужие дети тебе дороже, чем мы», - вздыхает Мадина, и после этого судьба подкинет ей то самое испытание. У дочери Сауле обнаружат рак крови. Параллельно развивается другая линия: детдомовский мальчик Азамат, которого офицер опекает, знакомится с ее дочерью. Но общество, в котором юноша вырос, впутывает его в опасные истории, и это еще одна тема, которую поднимает фильм: оставаться человеком вопреки всему.

 

Картина снята в теплых ламповых тонах, камера здесь – неспешная, а наиболее острые моменты показаны не столько через эмоции актеров (хотя играют они достойно), сколько через их окружение и, если речь о Мадине – через ее творчество, что смотрится очень трогательно. Отобразили на экране и медицинские детали: главная героиня проходит химиотерапию, операцию по пересадке костного мозга – которая, к сожалению, не помогает, а все моменты лечения врач объясняет подробно. В то же время, несмотря на удивительный оптимизм Мадины, на огромную поддержку родных и Азамата, на ее неизбежную трансформацию из-за болезни тяжело смотреть. Результат финала – слезы на глазах зрителей. Лента Азиза Заирова и Мухамеда Мамырбекова – горькая, но оставляющая надежду.

 

Директор кинотеатра «Сарыжайлау» Саят Абдигали поделился: фильм обязательно будет в прокате кинотеатра, и сейчас идут переговоры о том, как долго ленту будут прокатывать, в том числе для зрителей с особыми потребностями. Сама же картина еще поездит по фестивалям, отметил Азиз Заиров. В разработке находятся еще два фильма о воспитаннике детского дома – уже по автобиографическим рассказам режиссера.

Фото автора
Фото @mamayazhivaya_cinema 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде