#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(270)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

ИИ для образования и швейный цех: какие проекты открывает карагандинская молодежь на полученные гранты

ИИ для образования и швейный цех: какие проекты открывает карагандинская молодежь на полученные гранты Фото автора
eKaraganda

В Карагандинской области в этом году мерами занятости охвачено более 14 тысяч молодых людей, а в рамках развития бизнеса среди молодежи в этом году власти выдадут около 180 грантов. В Караганде уже открыты виртуальные курсы, где молодежь может обучаться физике, химии, анатомии, биологии и языкам, а обучение ведется с помощью искусственного интеллекта. Еще один действующий проект, открытый в Караганде – швейный цех, принимающий заказы не только в области и регионе. С основателями этих проектов побеседовала корреспондент ekaraganda.kz.  

В одной из аудиторий КарТУ имени А. Сагинова студенты ожидают начала занятия: им предстоит испытать очки виртуальной реальности (VR), чтобы попробовать изучать английский. Для ребят это будет первый опыт, и они с улыбкой признаются: пока VR-очки знают только по компьютерным играм. Тем временем Адиль Хамит, основатель компании NEO, тестирует свои. Компания работает с 2021 года, занимается разработками программного обеспечения в сфере образования, а в этом году запустила одноименное приложение, позволяющее обучаться дисциплинам, в том числе казахскому языку. Это, отметил Адиль, своего рода интерактивный учитель-помощник, с которым можно общаться.

«Искусственный интеллект выступает в нашем приложении как интерактивный учитель – но полноценно учителя он, конечно, пока не заменит. Тем не менее, он сможет помочь, допустим, в регионах, где не хватает преподавателей – такая разработка у нас тоже есть. Что касается виртуального обучения – оно уже запущено, обучаться можно 13 дисциплинам и побывать в виртуальных лабораториях. Такая разработка внедрена в 30 школах Казахстана, в Караганде на данный момент к ней подключаются две школы, какие - мы обязательно уточним, но позже. С нами в этом направлении, кроме того, работают несколько вузов страны, и в КарТУ в их числе», - поделился Адиль Хамит.

Приложение NEO, которое весит больше 2 Гигабайт, сейчас способно работать на операционных системах Windows и Andriod, для других систем продолжается его разработка. Оно функционирует не просто как текст с фото – это полноценная виртуальная площадка с возможностью разговорной речи на русском, английском, китайском, французском, испанском и казахском языках. VR-очки в использовании приложения не принципиальны, но они смогут полностью погрузить обучающегося в виртуальную среду с ее собственными героями и исключить отвлекающие внешние факторы. Кроме того, в них уже встроен микрофон и динамик, так что ничего дополнительно подключать к ним не нужно.

«Приложение мы до сих пор совершенствуем, работаем и над другими проектами, касающимися безопасности в обществе. Одна из подобных программ будет задействована в образовательном секторе: она призвана реагировать на резкие движения, чтобы предотвращать инциденты со школьниками. То есть, по сути, ИИ здесь будет выступать как своего рода датчик, реагировать на агрессивное поведение и негативное отношение между людьми, подавать сигнал руководству и охране школы», - поведал Адиль Хамит.

Грант акима области в два миллиона тенге помог компании прежде всего тем, что свои разработки программного обеспечения стало возможным завершить и дать им жизнь физическую. Например, для NEO это был шанс наконец-то закупить VR-очки и продолжать реализацию именно этого проекта.

Руководитель отдела управления по вопросам молодежной политики Улан Омаров напомнил, что с 2005 года в Карагандинской области начали выделять гранты на развитие и поддержку молодежного предпринимательства. За все это время обладателями грантов стали более 700 человек от 18 до 35 лет. Превалирующей долей в этом числе остаются молодые люди старше 20 лет.

«Раньше объем гранта исчислялся 500 тысячами тенге, потом насчитывал миллион тенге, и теперь – два миллиона. Обладателями грантов акима области в этом году станут 50 человек, как и в прошлом году. Прием заявок уже окончен, за этим последует работа конкурсной комиссии, и в декабре гранты вручат новым обладателям. Безусловно, мы отслеживаем реализацию выделенных средств – да, бывают случаи, когда этого не происходит, но тут скорее исключение, чем закономерность, поскольку подавляющая часть проектов реализуется в полную силу и впоследствии конкурирует с уже устоявшимися производствами. Конкурсная комиссия, в свою очередь, оценивает актуальность проектов, их необходимость в нынешних реалиях и социальный эффект: важно, чтобы проекты оставались рабочими и нужными обществу. Самыми популярными направлениями проектов остаются медицинские, проекты общепита, образования, а также производственные. Подробную информацию о заявках на гранты акима области в сфере молодежного предпринимательства мы публикуем на страничках управления по вопросам молодежной политики, на сайте ведомства и можем проконсультировать лично – в здании партии Amanat», - уточнил Улан Омаров.

Карагандинка Сауле Акылбек открыла швейный цех Sauleli Ui, где на полученный грант вместе с коллегами-швеями начала выпускать скатерти, раннеры (небольшие дорожки для сервировки стола), салфетки, халаты, пижамы, полотенца, прихватки, банные и другие домашние принадлежности.

«Я получала два гранта – один около 600 тысяч тенге несколько лет назад, а в прошлом году – второй, на два миллиона тенге. В 2020 году я родила дочь, у меня были декретные средства. В тот момент я не работала, накоплений было чуть больше 157 тысяч тенге. Я хотела вложить эти деньги в дело, которое бы дальше развивалось. В том году был карантин, магазины все были закрыты – я сшила скатерть, которая понравилась не только мне, но и родным. Чуть позже многие начали интересоваться, могу ли изготовить скатерть на заказ. Помню, купила рулон экокожи – изготавливала кружева. Уже за следующий месяц я получила немало заказов, причем из разных городов области», - рассказала Сауле Акылбек.

Девушка поняла, что ее дело может стать ее бизнесом. Сауле обратилась в Центр занятости, когда ребенку исполнился год, прошла трехмесячное обучение по швейному производству, подала документы на грант. Она открыла ИП, создала бизнес-план, защитила проект, и первый ее грант был одобрен в конце 2021 года. На выделенные средства Сауле Акылбек приобрела две промышленные швейные машинки, парогенератор и гладильную доску для него, стол, дисковый нож, который тоже облегчает работу.

«Второй грант, который я получила, уже был от акима области. Подавать документы на него я отправилась уже после рождения третьего ребенка – и выиграла его в декабре 2022 года. На полученные средства купила промышленный оверлок, чтобы отшивать халаты, вышивальную машинку – поскольку заказы уже шли от разных кафе, также эти деньги помогли покрыть аренду помещения», - поделилась Сауле Акылбек.

Сейчас в штате швейного цеха Сауле – три человека, считая ее саму. Средняя зарплата сотрудников насчитывает 120 тысяч тенге, плюс проценты от заказов. Работа идет полным ходом: заказывая ткани из Турции, России и других стран ближнего и дальнего зарубежья, они выполняют в том числе индивидуальные заказы, если клиенту нужно что-то особенное. На изготовление заказа уходит в среднем пару дней, если для него нужны особенные ткани – до четырех-пяти дней.

Фото автора 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде