#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(271)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

В Караганде открылась выставка к 100-летию Павла Андриюка, Петра Антоненко и Саркиса Саносяна

В Караганде открылась выставка к 100-летию Павла Андриюка, Петра Антоненко и Саркиса Саносяна Фото автора
eKaraganda

Мемориальная выставка в областном музее Изобразительного искусства продлится до 1 мая. Художники-фронтовики Павел Андриюк, Петр Антоненко и Саркис Саносян стояли у истоков создания Союза художников Караганды – этот город свел их вместе. На выставке в их честь в музее представили около 100 живописных и графических работ и произведений декоративно-прикладного искусства. 

Кураторами мемориальной выставки стали заместитель директора музея Александр Гехт и главный хранитель Дамели Кадыркулова. Учитывая, что последние 3 года – а именно в этот промежуток времени трем авторам исполнилось бы 100 лет – мир пережил пандемию коронавируса, и выставки не могли проводиться, экспозицию организовали в этом году.

- В апреле этого года 100 лет исполняется со дня рождения Павла Андриюка, - уточняет Александр Геннадьевич. – Все авторы – большие патриоты, и это видно по их работам: любовь к нашему краю, к городу, к его истории. Я уже не говорю о художественном уровне – это представители классики нашего изобразительного искусства. В некоторых работах просматривается реализм – особенно у Павла Андриюка и Петра Антоненко. У Саркиса Саносяна чуть более фентезийные работы, в которых больше игры цвета. Эти художники писали много портретов – что было особенно востребовано: важно было писать героев социалистического труда, писали городские и промышленные пейзажи, воспевая труд человека рабочего класса. Природу тоже не обходили вниманием: выезжали на пленэры, ездили по Средней Азии. Особенно путешествовать любил Павел Андриюк. Он был спортсменом, и нам рассказывали, что встречали человека, который в мороз шел в одном свитере и пиджаке – это был наш закаленный Павел Степанович. Художники старшего поколения, ныне здравствующие, вспоминают этих авторов с огромной благодарностью: они были их учителями и вдохновителями – люди, которые прошли войну, эрудированные и разносторонние. Они были примером.

И по художественному уровню, и по своей содержательности эта мемориальная выставка – одна из лучших в музее. Здесь – работы мэтров изобразительного искусства, отражающие историю края в лицах, деталях и пейзажах. Поэтому на открытие прибыли родственники авторов – в том числе дочь Павла Андриюка Людмила и сын Петра Антоненко Александр. К сожалению, родственников Саркиса Саносяна в карагандинском регионе не осталось. Людмила Павловна, к слову, предоставила несколько работ отца для выставки.

С технической стороны выставка отражает работу красками того времени – но картины написаны маслом, которое, уточняет Александр Гехт, со временем «успокаивается», являя зрителю более спокойные оттенки, нежели те, которыми пользуются сейчас. Но помимо живописи, в музее представлена еще и графика, а также декоративно прикладные работы: путешествуя, Павел Андриюк изготавливал шедевры из минералов – в частности, шкатулки из яшмы.

...Александр Антоненко сходу вспоминает историю экстремальную: его с отцом однажды чуть не арестовали.

- Я был рядом с папой с собственного детства – знал всех художников, в том числе Саркиса Саносяна и Павла Андриюка. Сам приходил к ним в мастерские, общался с ними, и, будучи мальчишкой, рисовал вместе с папой. И однажды нас действительно чуть не арестовали как шпионов, - с улыбкой рассказывает Александр Петрович. – В Старом городе мы рисовали шахту – этюд. Я рисовал быстро, папа рисовал долго – поэтому я убежал пострелять с ребятами в тире. Прихожу – а там милиция, с ними – недовольный папа... Нас спросили, почему мы рисовали шахту – объект государственной важности. Оказалось, проходившие мимо люди доложили об этом стражам порядка. У папы был пропуск на шахту и заводы – но пропуск просроченный. Работники милиции позвонили в фонд художников – им подтвердили, что Петр Антоненко, действительно существует. Нас отпустили.

После окончания школы Александр Антоненко отправился поступать в художественное училище во Фрунзе, потом – в Бишкек, где жили родственники. За этим последовала служба в армии – появился шанс служить в родном крае. Потом была Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – туда Александр Петрович поступал 6 раз, и все были безуспешными.

- Мне было 27, я приехал домой – папа очень обрадовался. Помню, он мне сказал: «Блудный сын вернулся», - вспоминает Александр Антоненко. – Мое возвращение праздновали неделю, но главное было в том, что я уже немного познал жизнь – и тогда мы впервые говорили с ним по-взрослому. Тогда я понял, что теперь мы – не только сын и отец, но прежде всего друзья.

Людмила Андриюк делится: на выставке всего 13 работ ее отца, а в личной коллекции их, конечно, намного больше.

- Сейчас, когда я могу более плотно заняться папиными работами, полностью погрузилась в его творчество. И еще больше поняла, насколько он был талантлив, - признается Людмила Павловна. – Молодость всех троих авторов пришлась на время войны, время было тяжелое – как и послевоенное, и жили они очень скромно. Да, они не сытно ели, они не имели такого выбора, как мы теперь, но начали развивать изобразительное искусство здесь, в Караганде. В 1948 году папа организовал областное отделение КазИЗО – Казахского изобразительного общества – которое когда-то в Алматы создали московские эвакуированные художники. Его назначили уполномоченным Союза художников Казахской ССР в Караганде, и в 1964 году уже приступили к созданию нашего Союза художников.

Вспоминая Павла Андриюка, его дочь отмечает огромную любовь отца к земле, которая стала ему родной, к природе и всему, что его окружало. Он с любовью отражал то, как строилась, обустраивалась и украшалась Караганда.

- Притом, папа производил впечатление человека сурового – его даже так и прозвали среди художников, Суровый – душа у него была нежная, лиричная. В то же время, он не склонялся ни перед какими авторитетами, говорил все как есть, был человеком бескомпромиссным, - вспоминает Людмила Павловна. – И его за это уважали. После смерти человека остается память – а Павел Андриюк, Петр Антоненко и Саркис Саносян оставили после себя очень хорошую память. Целое наследие.

Цена входного билета на выставку в музей Изобразительного искусства – от 100 до 500 тенге, билет на экскурсию с экскурсоводом (для одного человека) обойдется в 700 тенге (для группы посетителей эта сумма распределяется по стоимости билетов). В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.

Фото автора 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде