#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(270)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

Вафельное сердце: о чем новый спектакль в ТЮЗе Темиртау

Вафельное сердце: о чем новый спектакль в ТЮЗе Темиртау Фото Елены Ульянкиной
eKaraganda

В Темиртауском театре для детей и юношества прошли премьерные показы постановки «Вафельное сердце», над которой команда работала вместе с московским театральным режиссером Кристиной Звыковой. Это не сказка, и здесь нет традиционного линейного сюжета, как бывает в постановках, но терапевтический эффект, который обещала режиссер – есть. Следующие показы «Вафельного сердца» ожидаются уже в мае – но и на них билеты в ТЮЗе уже раскуплены.

Напомним, что Кристина Звыкова в 2019 году поставила спектакль «Мой дедушка был вишней» в Новосибирске, в 2021 – мюзикл «Мечтатели» на Артек-арене, в 2022 – «Сон смешного человека» в Театре «Школа драматического искусства» в Москве. Поскольку первоисточник – а это масштабный рассказ Марии Парр «Вафельное сердце» - подвергся изменениям, вместо 8 персонажей на сцене ТЮЗа появляются 4. Их исполняют Людмила Гулуева (Баба-Тетя), Владимир Хомутов (Дедушка), Роман Гужель (Трилле) и Маргарита Валеева (Лена).

Кристина Звыкова подчеркивала: «Вафельное сердце» призвано дать понять, что родитель сегодня – это не только наставник, а связи между детьми и родителями должны быть не только «вертикальными». Родитель – это в первую очередь друг, и такие «горизонтальные» связи очень важны: для ребенка важно в любую минуту обратиться за помощью, за советом. Кроме того, с детьми важно говорить на равных. Выполнил ли спектакль этот посыл?

Здесь достаточно уже такой заметной детали, как принятие: Баба-Тетя и Дедушка поддерживают Трилле и Лену, не взирая на недостатки их характера. Романтичный Трилле мечтает, чтобы Лена наконец-то назвала его лучшим другом, а Лена, выросшая без папы, мечтает обрести отца – настолько сильно, что даже пишет об этом объявление: «Возьмем папу в добрые руки». Лену растила только мама, и девочка сначала предстает суровой и закрытой, Трилле же вырос в полной семье – и характер у него другой, но эти двое крепко дружат. Создав куклу-ведьму для Иванового дня, дети не хотят сжигать ее – и поэтому вместе с Бабой-Тетей и Дедушкой поступают более гуманно, несмотря на традиции.

Спектакль построен как рассказ Трилле о собственном детстве, где мальчик неоднократно обращается к зрителям: «У кого-то детство – это целая книга с главами и сносками, у кого-то – сухой список событий, а у меня – фотографии!». И эти фотографии герой передает с помощью мини-проектора, созданы они как детские рисунки – в том же стиле, что и афиша спектакля. Поэтому из времени настоящего зрители периодически отправляются в прошлое, но это не запутывает повествование.

В какой-то момент спектакль демонстрирует элементы кукольного театра и театра теней, позже следует небольшой побег детей от разгневанного дяди Тора, также выполненный в этой технике и словно воссоздающий эффект Go-Pro-камеры. Посмеяться здесь будет над чем – в основном это юмор положений – но и поразмыслить тоже. «Мне было так хорошо, что даже больно», - говорит Трилле о детстве. «Внутри меня что-то разбилось, а за окном шел снег», - говорит он о смерти. Причем не менее важную роль в создании домашней, уютной и открытой атмосферы играет музыка – она легкая и искрящаяся, какой может быть музыка ксилофона.

Сценография – а декорациями стали подушки, ткани и мягкие игрушки – имеет продолжение и в украшении самого зрительного зала: на креслах лежат маленькие уютные подушечки, под потолком – полотна ткани той же цветовой гаммы и легкие гирлянды с сердечками.

«Вафельное сердце» - спектакль для семейного просмотра, который нужно, что называется «впустить» в себя и быть открытым к размышлениям – а повод к ним появится. Хотя бы потому, что обязательно задумаешься о собственном детстве. О том, что многие дела не требовали особых забот, а радость приносили простые вещи – приготовленные мамой сладости, прогулка с родителями и веселые шалости с друзьями... Но, несмотря на сплоченные отношения, герои спектакля по-своему одиноки. И от этого одиночества спасаются поддержкой друг друга – даже в горе.

Еще до премьеры ТЮЗ развернул информационную работу о предстоящей постановке – в частности, в социальных сетях. Темиртауский журналист Оксана Матвиенко за этой кампанией следила.

- Первой моей мыслью было: «Наконец-то в театре премьера, еще и режиссер московский – должно быть что-то интересное, - делится Оксана. – Очень понравилась режиссура, работа художника, классные хендмейд-игрушки – кукла, коняшка, особый восторг испытала от кукол-петрушек – Мамы и Доктора, от потолка, украшенного разноцветной тканью, от костюмов героев. Врезались в память театр теней и сцена с бумажным снегом, который сыплется на голову Трилле. Я уже не говорю про угощение вафлями в конце спектакля: их пекли сотрудники театра – представьте, какой труд, сделать их на всех зрителей! В театре очень постарались сделать хорошую и добрую постановку. Отдельное спасибо Маргарите, которая играет Лену: это ее первая главная роль, она – помощник режиссера, а играла ничуть не хуже, чем профессиональные актеры. Терапевтический эффект спектакля, думаю, зависит от того, увидит ли себя зритель в ком-то из героев. Что почти наверняка будет случаться: в «Вафельном сердце» речь идет о простых и понятных вещах. Для меня это добрая и немного грустная история, к которой каждый может присоединиться через свое – бесшабашное – детство, смерть близкого человека, одиночество. В паре моментов я почти прослезилась – но финал показался смазанным. Тем не менее, спектакль к просмотру рекомендую: он добрый, красивый и душевный!

Карагандинский режиссер и фотограф Иван Какшинский тоже стал одним из первых, кто увидел «Вафельное сердце» в ТЮЗе. О спектакле он услышал от друзей и заинтересовался.

- Услышав отзывы самых первых зрителей, я ожидал, что по сюжету произойдет тяжелое событие, которое и даст толчок для развития драмы в этой истории, - признался Иван. – Тем не менее, в финале спектакль словно останавливается на середине – и это ощущается как открытый конец, что не оставляет возможности для размышления. Хронометраж в час, с одной стороны, идет постановке в плюс, с другой – можно было вставить сюда что-то еще, поскольку книга Марии Парр большая.

Для Ивана «Вафельное сердце» стало историей об отношениях женщины, которая действует по принципу «я так хочу», и мужчину, который ее не понимает и от этого мучается.

- Друг такой женщины страдает от того, что она не видит в нем мужчину, ему тяжело от ее непостоянства, хотя он ей помогает. Но возникает вопрос: а нужны ли нам такие друзья? Ведь среди этой истории есть поступок, после которого Трилле мог бы погибнуть – и не ценившая его Лена получила бы по заслугам, - размышляет Иван Какшинский. – С одной стороны, смотреть на такую героиню, как она, интересно, но в жизни с такой женщиной тяжело. Не хватило, кроме того, четкости в показываемых фотографиях-рисунках: это важно, потому что такой прием играет большую роль в рассказе истории. В то же время, мне очень понравилась динамика повествования и то, как в «Вафельном сердце» обыгрывались ситуации – я увидел режиссерскую работу, мир и атмосферу, в которой живут герои. Мне кажется, юным зрителям тоже постановка понравилась – хотя не знаю, как ребята реагировали на тему смерти, которая тоже здесь проговаривается.

В материале использованы фото
Елены Ульянкиной и Светланы Лебедевой,
а также фото автора 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде