#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(269)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

Коркыт и Дина Нурпеисова: Карагандинский врач создаёт реалистичных кукол

Коркыт и Дина Нурпеисова: Карагандинский врач создаёт реалистичных кукол

 Карагандинка Елена Авилова делает интерьерных кукол, прообразами которых становятся известные личности, сообщает акимат Карагандинской области. 

 Среди них легендарный акын Коркыт, народная артистка КазССР Шара Жиенкулова, композитор и исполнительница песен на домбре Дина Нурпеисова. 

Музыка, картины, археологические находки – всё это может дать идею для рождения образа. Елена Авилова очень тонко вникает в детали. На каждую куклу уходит немало времени, но рукодельница никуда не спешит. Куклы – это увлечение. По профессии Елена Авилова врач ультразвуковой диагностики.

– Я окончила Карагандинский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело». После интернатуры – врач-терапевт. Затем пригласили работать в функциональную и ультразвуковую диагностику. Защитила кандидатскую по УЗИ-диагностике. Работу свою люблю.

– А как возникло ваше увлечение куклами?

– Корни куклотворчества в детстве. Как у любой девочки, была мечта сотворить куколку. А ещё повезло, что есть начальное художественное образование. Окончила Карагандинскую городскую детскую художественную школу. Но поворот в медицину надолго отодвинул детскую мечту о куклах. Интересная работа, семья занимали всё время. Но в глубине души была тоска по творчеству. В 2017-м попробовала сшить текстильную куколку на мастер-классе Томчы Валитовой. Но хотелось сделать реалистичную куклу. Начала собирать информацию в интернете, пробовать.

– Помните вашу первую работу?

– Назвать конкретно первую работу сложно. Многие первые куклы так и не были завершены, я видела их корявость. А те, что доделала, просто подарила друзьям. В 2018 году приняла участие в выставке «Вместе навсегда», которая проходила в музее Кастеева в Алматы. Тогда же прошла первый мастер-класс по будуарной кукле у казахстанского мастера Анастасии Елисеевой. Не только работы кукольников, но и залы музея с собранием картин великих художников дарили воодушевление и желание работать.

В экспозиции музея есть картины любимой мною с детства Гульфайрус Исмаиловой. Её работа «Казахский вальс», где изображена народная артистка КазССР Шара Жиенкулова, стала источником вдохновения для создания куклы Гульфайрус.

– А как появилась кукла Коркыт? Что стало импульсом для создания Дины Нурпеисовой, маленькой Акботы, лучницы? И как родилась шахтёрочка?

– Коркыт был задуман после объявления темы выставки 2021 года – космос. Я в то время читала книгу Зиры Наурзбаевой «Вечное небо казахов». Сюда же добавился интерес к публикациям историка Джулии Гани. И вот образ Коркыта, жившего на территории современного Байконура и объявившего это место сакральным центром, предстал перед глазами. Ведь это наш Космос. Коркыт тогда всё предвидел!

Картина казахстанского художника Абрама Черкасского «Жамбыл и Дина Нурпеисова» стала импульсом для создания куклы одной из известных учениц Курмангазы.

Я переслушала много записей игры Дины Нурпеисовой, читала о ней.

Акбота родилась благодаря книге художника-графика и писателя Ералы Оспанулы «Казахские народные обычаи». Обычай бәсіре – первая собственность ребёнка. Новорождённому мальчику дарили жеребёнка или верблюжонка. Но иногда такой подарок делали и девочкам.

А вот лучницу задумала, когда разглядывала древние петроглифы. В горах Хантау есть изображение женщины, стреляющей с колена.

Шахтёрочка – собирательный образ женщин Караганды, работавших на шахтах в годы Великой Отечественной войны. Тема добычи угля, монтажа крепей на шахтах постоянно звучала дома. Мои родители – горные инженеры. 

– Есть ли у вас любимая кукла?

– Я люблю всех своих кукол. Но вот с уржарской жрицей ощущаю духовное родство. Всегда интересовалась историей и археологией. Подписана в Instagram на страницу научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым». Её основатель Крым Алтынбеков – автор реконструкции Золотого человека. В 2019-м узнала, что вышла его книга «Уржарская жрица: история возрождения уникальной находки». Прочитала её на одном дыхании и решила сделать куклу по мотивам реконструкции. Дочь Крыма Алтынбекова дала разрешение. Работая над куклой, всё время ловила себя на ощущении, что это была необыкновенно мудрая и добрая женщина. Она была знахарка, травница, целительница. Можно сказать, что мы с ней коллеги с разницей в 2,5 тысячи лет.

– Как много времени уходит на создание одной куклы?

– Любая кукла – это просмотр огромного объёма литературы и материалов: что носили, из чего изготавливали, как это делали. Читаешь, как жили, вникаешь в образ, чтобы точнее и достовернее его воссоздать. Образ вынашивается, оформляется, кристаллизуется. Потом создаётся эскиз – и начинается работа. На куклу может уходить и несколько недель, и несколько месяцев. Работа над уржарской жрицей длилась 9 месяцев. Иногда всё идет как по маслу, а бывает, по нескольку вариантов переделываю и откладываю в сторону. К примеру, так было с руками Коркыта. В целом работа кукольника разнообразная: ты и художник, и скульптор, и визажист, и парикмахер, и портной, и сапожник, и шляпник.

– Кроме изготовления кукол, вы пишете картины и стихи. Как всё успеваете?

– Живопись и помогает куклотворчеству, и отвлекает. Откладываешь кукол и погружаешься в магию цвета. При этом иногда в каком-то ритме начинают рифмоваться слова, рождаются стихи. Я писала лет с семи, сейчас очень редко. Чаще прихожу домой, беру монографию по диагностике и читаю по сложному или непонятному пациенту, который был на приёме. Так что ипостась кукольника и художника всегда стоит на втором месте. В первую очередь я – врач!

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде