#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(270)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

Музыкальная магия: концерты группы «Spiritual seasons» прошли в Караганде

Музыкальная магия: концерты группы «Spiritual seasons» прошли в Караганде Фото автора
eKaraganda

Есть вещи постоянные, и среди них – концерты фолк-группы «Spiritual seasons»: что для них точно нужно, так это удобная обувь: устоять на месте не получится. Их джиги и рилы, мощные скандинавские мотивы и энергичные песни просто не позволят стоять на месте. Группа не выступала в Караганде 4 года, но в последние выходные января порадовала ценителей фолка своей музыкой и представила 14 альбом «Villeman». Как складывалась творческая жизнь группы в последние годы, как сложилось первое выступление коллектива больше 15 лет назад и в чем суть заглавной песни нового альбома, корреспонденту ekaraganda.kz рассказал лидер и создатель коллектива Виктор Смирнов. 

В Караганде фолк-коллектив выступил в «Свинцовом дирижабле» дважды: 27 и 28 января, программы обоих дней не особо разнились, но оба концерта прошли при полном аншлаге. Публика – кстати, абсолютно разных возрастов – по «Spiritual seasons» соскучилась. Вновь, как на прошлых концертах, зрители танцевали «вертикально» - прыгали, хлопали в ладоши, водили «змейки» под ирландские рилы. Многие поклонники группы шутят до сих пор: это отличная кардиотренировка и возможность проверить физическую выносливость через танцы.

Новый альбом «Villeman» очень бодрый, мелодичный, зажигательный, где-то – умиротворяющий. Здесь много композиций, под которые не получится не танцевать – «Hungarian», «Tri Martolod», «Branle Des Chevaux», «Hornpipe-Skudrinka», «Ev Chistr», «Cuncti Simus Concanentes», «Bonden Og Raeven», «Villeman Og Magnhild», «Farwell to Ireland», «Johnny I Hardly Knew Ye», «Southern Dances», «Platerspiel», «Шарена Гайда», «Winter Is Coming». Среди более безмятежных – «Tourdion», «Соловей-соловка», «Туман Яром», «Ој, ружице румена», «Сизых моих да два голуба», «Ой, да мне младцу малым спалось». Всего в альбоме 20 композиций, и некоторые из них прозвучали на концертах.

Ирландские джиги и рилы у «Spiritual seasons» органично уживаются с мощными скандинавскими темами, а напевы средневековой Европы – со славянскими фолк-мотивами. И такое звучание группы достоинству оценили далеко за пределами СНГ: на гастроли в Европу и Азию музыканты ездят регулярно, а география концертов простирается от берегов Ла-Манша до Южно-Китайского моря. Причем музыканты раньше путешествовали на бусике «Volkswagen».

- Виктор, а сейчас «Volkswagen» по-прежнему с Вами? Какова его судьба?

- Судьба его поменялась, и это существенное изменение в нашей творческой биографии. Случилось так, что несколько последних гастролей мы не ездим на бусике. Причин тому много – есть плюсы, есть минусы, но сейчас решили попробовать ездить общественным транспортом. В Казахстан прилетели на самолете – конечно, это оперативнее, чем на бусике, однако везти атрибутику к продаже – футболки, диски и другие аксессуары –уже сложнее, поскольку в машину этого можно поместить больше. Кроме того – костюмы, вещи, и вот это тяжелый момент. И конечно, рейсы и отправления поездов могут задерживаться – от такого тоже никто не застрахован.

- «Spiritual seasons» существует уже больше 15 лет. А помните первое выступление Вашей группы?

- Да, и это воспоминание мне дорого: это даже своего рода легенда нашей группы. На самом деле, она существовала ровно 10 лет еще до того, как мы стабильно начали выступать. На тот момент мы записали 4 альбома – еще на кассетах, и они изданы, хоть и пока не полностью. То есть, по сути, коллективу больше 20 лет. Помню, пытался собрать музыкантов – получалось только студийно, ребята приходили и уходили, однако мы так и не сыграли, так и не выступили – только записались. Нынешнее название группы я придумал еще в 1994 году, как раз при студийном проекте.

И когда я уже почти разочаровался, что ничего не выходит, мой старший сын Антон – тогда ему было 5-6 лет – увидел мою тягу к фольклору, к инструментам этого жанра, сказал, что хочет играть. Я тогда подумал – почему нет, но через полгода сын заверил: хочет играть и дальше. Отдали его в Лицей искусств в Харькове – окончил, поступил в консерваторию.

И история нашего первого концерта начинается, когда мы с Антоном начали играть первые народные песни еще вдвоем – их было около 5. Сначала играли перед знакомыми, на днях рождения, и вот нам предложили выступить. Совпало это с выходом первого альбома именно на диске – студийного, который мы распространили по магазинам. У нас тогда был Харьковский клуб любителей русского рока, и его руководитель связался с нами, чтобы предложить выступить с музыкантами, исполнявшими ирландский фольклор. Я сказал «да» - и только потом начал обдумывать, что с этим делать. Обзвонил знакомых музыкантов, порепетировали... Я шел на выступление, помню, с ощущением, что это будет подарком маленькому Антону – возможно, и самому себе в какой-то степени. Думал, выступим, и все.

Когда мы выступили – а это было 4 ноября 2004 года – нас пригласили на следующее выступление. Запись с него осталась, и у меня слезы на глаза наворачиваются, когда ее слушаю: насколько мы были неумелые, но настолько же искренние. После этого начали приглашать выступать. Я не знал, как остановиться – и мы не смогли.

- Судя по страничке группы в Instagram, за 4 года, что «Spiritual seasons» не выступалиа в Караганде, коллектив успел побывать с концертами в Нидерландах, Чехии, Эстонии, Латвии, Финляндии, Дании, России, Швеции, Польше, Словении, Словакии, Италии... А есть страны, где группа еще не выступала, но хотела бы?

- Вообще число стран, в которых мы побывали, уже перевалило за 50. Надо сказать, что во многих странах мы были проездом, однако успели полюбоваться их красотами. Тем не менее, одной из самых запоминающихся стала поездка в Малайзию на фестиваль «Rainforest» - он входит в 25 самых крупных этнических фестивалей. Там мы побывали еще в 2013 году. Организаторы стараются собрать музыкантов со всех 5 континентов.

Когда мы где-то выступаем, мы не просто едем в страну или город, и надо «поставить галочку». Мы обязательно прогуляемся, изучим архитектуру. Наша музыка связана с историей, поэтому, безусловно, уделяем этому большое внимание, так что любое место – это не просто поездка и выступление.

Очень хотелось бы выступить в Гренландии. И мы планировали поездку туда... Там тоже есть фестиваль этнокультур, и мы уже договорились о том, чтобы там выступить в 2020 году. Пандемия этого не позволила: поездка сорвалась.

- Жаль. Очень надеюсь, что в будущем все получится! Поговорим о новом альбоме «Villeman»: песни в нем исполняются на очень разных языках – на каких?

- Помимо английского, русского, украинского, в песнях альбома звучит немало диалектов. Для меня, скажем так, прорывная часть альбома – в том, что здесь много восточно-славянского фольклора. Допустим, «Сизых моих да два голуба» - слобожанская. В Слобожанщину, если обращаться к истории, входят Сумская, Харьковская, Белгородская, части Брянской и Курской областей. И есть особый слобожанский фольклор, диалект – и когда на нем поют, звучит что-то среднее между украинским и русским языками. Песни исполняются на скандинавских и бретонских диалектах.

Есть, песни, относящиеся к албанскому фольклору, есть болгарская и сербская песни. Сербская, «Ој, ружице румена» появилась благодаря, опять же, дружбе народов: в Сербии мы бывали не раз – фольклор там тоже бесподобный, материала для творчества много. Когда мы выступали в городе Нови-Сад и играли ее, подпевал весь зал – мурашки по коже. Это было трогательно как для публики, так и для нас.

- В альбоме есть одноименная норвежская песня - «Villeman». Что подвигло подарить именно ее название новому альбому «Spiritual seasons»?

- Главная причина в том, что боевые норвежские песни – это редчайший пласт музыки, который сейчас дошел до наших дней. По крайней мере, их таковыми считают. До нас дошел где-то десяток, и «Villeman» - одна из самых ярких, она получила самую широкую популярность, нашла невероятный отклик у публики – ее слушают, нас часто просят ее сыграть, мы и сами очень любим эту песню. Для альбома она подверглась аранжировке, стала звучать мощнее.

- В норвежском я «чайник». О чем песня «Villeman»? Вроде бы, по сюжету юноша спускается к реке и начинает играть на арфе...

- Самое интересное, что композиция отражает взаимопроникновение культур и этносов, а также фольклоров. Многие знают героя былин Садко, и я предполагаю, что история Виллемана – это та же самая, но нашедшая отражение у северных народов. Есть северные народы, которые жили до IX века нашей эры в районе Пскова и Великого Новгорода. Получается, что и скандинавская, и славянская культуры не просто существовали бок о бок, но сильно перемешались. Об этом может говорить и то, что знаменитая княгиня Ольга – это изначально Хельга, и говорила она на языке северян, а только потом – на словенском языке. И в итоге получается, что, когда земли уже были четко разделены, одна и та же история обрела Садко и Виллемана.

То есть, возлюбленную Виллемана тоже похищает Водяной Царь. И пусть песня о Виллемане считается норвежской боевой, это проявляется лишь в порыве героя и его намерениях. А вообще он играет на арфе, чтобы вернуть свою любимую – вызволить ее из владений Водяного Царя. Музыкальные чары ему помогают. Вот суть этой истории.

Фото и видео автора 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде