#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(269)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

«Люди, как правило, не признают своей ошибки»: как отличить радикальные религиозные течения от традиционных религий

«Люди, как правило, не признают своей ошибки»: как отличить радикальные религиозные течения от традиционных религий Фото: allnw.ru
eKaraganda

Радикальные религиозные течения представляют угрозу законным правам и свободам человека, разрушая его духовное, психологическое и физическое здоровье. Это авторитарные организации, которые для усиления влияния занимаются скрытой пропагандой идей через религиозные, религиозно-политические, просветительские, научно-познавательные, культурные, оздоровительные и другие мероприятия. Чем еще они отличаются от традиционных течений? С какими историями сталкивался глава управления по делам религий Карагандинской области Жанболат Сектай? Об этом он рассказал корреспонденту ekaraganda.kz.  

К сожалению, радикальные религиозные течения до сих пор постоянно пополняют свои ряды. Для удержания людей они не гнушаются ни психологическим давлением, ни запугиванием, нарушая права человека на свободу слова и мысли, на его волеизъявление. Существуют, кроме того, и такие течения, которые, занимаясь незаконной медициной, представляют опасность жизни и здоровью людей. Они могут использовать метод контроля сознания, а миссионеры, проживая в густонаселенных местах, изучают и перенимают язык, обычаи и традиции, поведение жителей. И поэтому чем обстоятельнее становятся методы тех, кто помогает людям избавиться от влияния таких течений, тем изобретательнее и методы вербовщиков.

Уже неоднократно отмечалось, что попасть под влияние радикальных религиозных течений могут люди, не нашедшие своего места в жизни, переживающие духовный, семейный кризис, не владеющие религиозной грамотностью, особенно – молодежь. Из-за активности таких течений у человека возникает кризис ценностей, угрожающий внутренней стабильности.

Руководитель управления по делам религий Карагандинской области Жанболат Сектай делится: поскольку подобные течения используют в своей работе идеологические методы, то и в борьбе против них следует использовать идеологические меры – но уже просветительские.

«Деятельность нетрадиционных религиозных течений наносит вред свободе совести и вероубеждениям людей – они могут стать причиной разрушения семей, но их деятельность прекращается решением суда. На данный момент в Казахстане запрещенными признаны 22 террористические структуры зарубежных организаций. Большинство из них прикрываются религией – но, как мы знаем, ни одна традиционная религия не призывает к насилию», - объясняет Жанболат Ахуанович и делится историями из своей практики.

Вступление в радикальное религиозное течение глава управления в определенной степени сравнивает с вредными привычками, вызывающие зависимость: в таких ситуациях человек, как правило, не признает своей ошибки вне зависимости от возраста, статуса или других факторов. А некоторые, уже отбывая наказание в местах не столь отдаленных, раскаиваются только в такие моменты, когда все дошло до драматической точки. Тем не менее, благодаря информационно-разъяснительной работе управления и его специалистов, религиозная грамотность населения растет. Но из-за этого и вербовщики форматируют свои подходы: внешний вид их схож с образом масс, а какие-то идеологические заявления могут вообще отталкиваться от слов представителей власти.

«Управление по делам религий я возглавил в феврале этого года, но в этой сфере больше девяти лет. Я работал в сельском и районном акиматах, был юристом и главным специалистом нашего управления, руководил отделом информационно-разъяснительной работы здесь, Центром изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений при управлении, когда-то возглавлял отдел антитеррористической комиссии. Однажды ко мне пришел молодой человек, просил индивидуальной встречи и анонимности. Семья у этого парня – благополучная: отец был ученым, дети – взрослые, у каждого своя семья. Отца не стало – мать находилась в депрессии. Ее подруга общалась с представителями религиозного течения, которое вело незаконную миссионерскую деятельность. Служения начали совершать дома, сын замечал, что мать уносит из семьи деньги и ценности... Он обратился к нам. Мы вместе зашли в этот дом прямо во время служения. Финал у истории позитивный: мать удалось вытащить из этого течения, нарушившие закон привлечены к ответственности. И если получается спасти хотя бы одного человека – считаю, что мы работаем не зря», - рассказывает Жанболат Сектай.

В другой истории мать молодого человека заметила, что сын обратился к религии – сначала обрадовалась: начал совершать религиозные обряды, а значит, его не коснутся вредные привычки... Через время он высказывался против традиций, начался конфликт интересов в семье, даже перестал есть с матерью вместе. Она обратилась к нам. Мы выяснили, что он едва не ушел в радикальное религиозное течение: вытащить его удалось на переходной стадии. Когда человек пошел дальше – соответственно, и вернуть его к прежней жизни и взглядам будет тяжелее, отметил Жанболат Сектай.

«И здесь многое зависит от близкого окружения: будут ли человека считать вероотступником, или будут ли думать, что он, как говорится, «переобулся»? Кого-то держит финансовая зависимость: вроде и избавился от влияния таких течений, но помнит, что когда-то их представители ему помогли, и он в долгу», - говорит руководитель управления.

Вступая в какую-либо религиозную организацию, важно узнать и убедиться, что она не является экстремистской или радикальной по своей сути. И если вы нашли в заинтересовавшей религиозной организации такие признаки – и даже если она не запрещена официально – лучше не вступать в ее ряды.

«Поэтому важно быть бдительными и знать об основных признаках, которые отличают радикальные религиозные течения, знать о самых активных террористических организациях, использующих религиозные идеи. Потому что вербовщики таких течений втираются в доверие, проявляют к человеку любовь, поддержку и заботу, создают хорошие отношения, и только тогда начинают менять ценности и систему убеждения адресата», - говорит глава управления по делам религий.

Как понять, что религиозное течение является радикальным? Жанболат Сектай перечисляет его признаки – но подчеркивает, что зачастую они становятся явными, когда завербованный человек достигает «продвинутого уровня»: 
- идея исключительности религии и пропагандируемых религиозных догматов;
- разделение людей на истинно верующих, вероотступников или заблудших, а также разжигание религиозной вражды;
- наличие предписаний, разжигающих религиозную вражду или рознь, вызывающих угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан;
- непринятие научных трактовок религии. У мусульман – отрицание мазхабов (религиозные школы в исламе);
- отрицание народных традиций и обычаев, призыв к категорическому отказу следовать им;
- предписание использовать специфичные выражения, слова, сленги в ущерб национальному языку и культуре;
- отказ от посещения светских культурных мероприятий, просмотра развлекательного и просвещенческого контента по телевидению или в интернете;
- ограничение женщин в свободном выборе одежды или принуждение женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, носить ярко выраженную религиозную или характерную для других стран и народов одежду;
- заключение и расторжение браков по религиозных ритуальным обычаям;
- отказ от гражданского долга: от получения образования, службы в армии, также отказ от некоторых медицинских услуг – например, от переливания крови или вакцинации;
- предписание иметь специфичный вид и носить специфичную одежду в ущерб национальным традициям, культуре и современным условиям.

Жанболат Сектай выделяет особенно важный признак, характерный для радикальных религиозных течений – это тотальный контроль мыслей, чувств и поведения приверженцев.

«Безопасность страны предполагает не только сохранение неприкосновенности территории, на которой живет народ, но и защиту неприкосновенности нравственной территории. Важно сохранить свои национальные ценности, национальную культуру, традиции, воспитывать и растить патриотов своей Родины. Духовные и религиозные ценности должны способствовать процветанию страны, созданию благоприятных условий для развития всех сфер», - резюмирует глава управления по делам религий.

Фото из личного архива Жанболата Сектая 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде