#КүшiмiзБiрлiкте

Оқиғалар лентасы

Кеше
24 қараша
23 қараша

Сауалнама

Қарағандыда жол жөндеу сапасына ризасыз ба?
  • Иә. Олар өте жақсы жасайды;(295)
  • Мен сапаға ризамын,бірақ тұрақты кептелістер кедергі келтіреді;(44)
  • Жоқ. Олардың не жаман екенін бірден көруге болады-олар екі жылдан кейін ауысады;(271)
  • Қанша жасасаңыз да, мағынасы болмайды. Тек желге ақша.(33)

«Буркевитц отказал»: о чем была новая постановка карагандинского независимого театра

«Буркевитц отказал»: о чем была новая постановка карагандинского независимого театра Фото автора
eKaraganda

Карагандинский независимый театр «Наскальный КИТ» 11 и 12 марта представил свою новую одноактную постановку «Буркевиц отказал» - спектакль-исследование человеческой души с ее пороками и страстями. Оба показа прошли при полных аншлагах, обсуждения после них складывались насыщенные: одних зрителей постановка поразила в самое сердце, другие не сразу ее поняли.  

Напомним, что режиссер спектакля Елена Кочугова описывала «Буркевитц отказал» как постановку по роману-загадке – а она поставлена по произведению М. Агеева «Роман с кокаином», опубликованному в 1930-х годах. В нем герой, словно хамелеон, пытается приспособиться к окружающей среде, но всегда выбирает не тот цвет – и цвет здесь нужно воспринимать как метафору о том, что персонаж всегда делает неправильный выбор.

Елену как постановщика привлекла загадка авторства: роман был издан под псевдонимом, вызвал немало споров. Мережковский, отмечала режиссер, сравнивал автора с Достоевским, Струве с Набоковым, но лишь в 1997 году были опубликованы письма Марка Леви, в которых содержалась переписка о публикации романа и фразы, не вошедшие в издание. Елену это все привлекло как литературное явление, а позже привлек и главный персонаж: его двойственность, рефлексия, попытка в наркотическом бреду обрести целостность, что было обречено на неудачу.

Роли в спектакле исполняют Константин Пельменев, Александра Куликова, Владимир Максимчук, Мария Абинова, Екатерина Ульянова, Даулет Иманакишев, и свои роли они выполнили достойно. Продюсерами постановки стали Антон Димин и Мария Сигал. «Буркевитц отказал» - не первый спектакль для театра «Наскальный КИТ»: здесь уже ставили «Ящик», «Лалала» и «Хладнокровное убийство».



В идеале к этому спектаклю важно было, пожалуй, подготовиться, изучив хотя бы краткое содержание «Романа с кокаином». Но на показ прибыли зрители, не знакомые с первоисточником – и тоже получили удовольствие от просмотра и идеи к размышлению. Если описывать «Буркевитц отказал» слишком коротко и сжато – это история о том, как поступать не надо: ни с собой, ни с родителями, ни с окружением, ибо главный герой Вадим Мельников ни во что не ставит мать, женщин, которых встречает на своем пути, друзей... «Болезнь охватила человека – и имя ей пошлость», - эта фраза, брошенная еще в начале постановки, опишет все действие в купе с еще одной – «Надо быть европейцем», и ее значение можно рассматривать с разных сторон: от слепого стремления к свободе до совершенно бессмысленной реплики.

Здесь же зрителей ждали рассуждения о том, насколько плоха и опасна война, призывы к гуманизму, попадающие в идею спектакля песни под гитару, размышления главного героя о женщинах легкого поведения. Поэтому когда Вадим встретил Софью – случилось то, что эта героиня впоследствии назвала «обнищанием чувств»: Вадима влекло к этой замужней женщине, но его тело противилось. Прощальное письмо Софьи к мужчине оттого предстает в спектакле еще более трагичным: она понимала, что он не примет ее. В то же время, это и одна из самых ясных сцен в постановке: взросление Вадима, становление Буркевитца, который откажет Вадиму в жизненно важной помощи, предстают набором этюдов, и уследить за смыслом каждого тяжело, поскольку понимаешь, что сюжет пытается объять огромный пласт сюжетных арок. И здесь, как во время просмотра авторского кино, стараешься ловить себя на каких-то отдельных импульсах чувств, пытаясь осознать, правильно ли их понял.

В минималистичных декорациях – а это кубы из фанеры – позже разворачивается страшная сцена: Вадим впервые пробует наркотики. Их постановщик представила в виде лепестков роз, методично разлетающихся из рук дилера. «Больной головы расписные химеры» - а именно такая строчка звучит в финальной песне, когда актеры выходят на поклон – неизбежно приведут к трагичному концу. Могла бы быть у Вадима, совершенно не ценящего окружающих его людей, другая жизнь, и могла бы она быть вообще? Скорее всего, нет. Кто в этом виноват? В первую очередь он сам, но не только.

Обсуждение просмотра началось в каком-то смысле предсказуемо: зрители делились, кто как понял спектакль, некоторые признавались, что совсем не поняли увиденное. Последним на помощь пришел карагандинский фотограф Константин Павленко, знакомый с произведением «Роман с кокаином». Здесь, пояснил он, очень много отсылок к роману – а это и цитаты, и этюды, и неуютная сцена пожирания лебедя, которая происходит ближе к финалу постановки.

- У меня сложилось впечатление, что в режиссере борются двое: один хочет угодить классической постановке и зрителю, второй – показать всю визуализацию, - признался Константин Павленко, отметивший отсылки еще и к «Фаусту» Гете в одной из сцен постановки.

Карагандинский дизайнер Виктория Ракитина, также побывавшая на показе, отметила: специально не читала первоисточник, чтобы получить именно интерпретацию театра «Наскальный КИТ». Буркевитца Виктория увидела персонажем лицемерным, проповедующем, с одной стороны, высшие идеалы, а в итоге отказавшимся спасать Вадима, нуждавшегося в помощи. Что скрывается за фразой «Надо быть европейцем» - этот вопрос тоже прозвучал от Виктории: фраза, пояснила Елена Кочугова, характеризует героев – ее вставляют в любые жизненные ситуации, подходит она к ним или нет.

Некоторые зрители особо отметили линию Вадима и его мамы: несмотря на то, что он не называл ее по имени, не называл мамой, а нянькой и гувернанткой, заложил ее брошь, чтобы пустить деньги на очередную дозу – после ее кончины в истерическом припадке он зовет именно ее, неспособный справиться с чувством вины перед ней. Отмечали подбор музыки, сильные монологи, напряженные моменты в спектакле, отыгранные непрофессиональными актерами с должным драматизмом.

Среди зрителей оказались и представители профессионального театра – в частности, заместитель директора ТЮЗа Темиртау Павел Авдюков. Павел тоже поделился своими впечатлениями, остановившись на технических моментах.

- Я во время просмотра думал не только о спектакле, а о том, как актеры филигранно работают в этом маленьком пространстве, - заметил Павел. – Это непросто – убедительно существовать на такой камерной сцене, тем более для тех, кто впервые в жизни играет полноценный спектакль. Нужно быстро сменить реквизит, поменять костюмы, а в данном случае – еще и весь образ. Понимаю, насколько сложно работать и в условиях, когда у тебя есть строго определенное количество красной ткани, кубики из фанеры, несколько стульев, и нужно создать спектакль. Только с этим можно все простить – но не нужно: актеры играют очень хорошо.

Фото автора 

    • Тарату: 






    Жаңалықтар ұсыныңыз
    Біз әлеуметтік желілерде