#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 ноября
23 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(269)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Сотрудники АМТ. Они зажигают рассвет

eKaraganda

Трудиться в самом сердце металлургического комбината - доменном цехе - это не только почетно, но еще и крайне ответственно. О работе, жизни, чугуне, о будущем горновых мы побеседовали с работниками бригады №4, той самой, что проводила юбилейную плавку в честь 60-летия первого казахстанского чугуна. 

Доменщики – народ суровый. Исходя из большого опыта, могу сказать, что сложнее брать интервью только у военных, которые на своем веку повидали многое и в силу профессиональной закалки привыкли отвечать на вопросы очень кратко. 

Несмотря на то, что на ДП-2 нашу съемочную группу встретили гостеприимно, разговор оказалось завязать сложно. Все были немногословны, ссылаясь на скорый выпуск чугуна и другие должностные обязанности.

Поняв, что мы, журналисты, народ цепкий и так просто не отстанем, рассказать о своей работе первым решился старший горновой Артур Мусалеев. О том, что именно он задает темп работы всему коллективу, мы узнали несколько позже.

Старший горновой

Артур Мусалеев работает в доменном цехе с 1994 года. Весь его трудовой путь напрямую связан с казахстанской металлургией. Ему крайне к лицу защитная спецодежда и головной убор горнового. Немногословен, серьезен, но в то же время добр и чуток к коллегам. Эдакий вожак, за которым идут и на которого равняются. Артуру было 28 лет, когда он окончательно определился со своим профессиональным призванием.

- Мне сказали, что здесь все работают в белых рубашках, чистенько в цехе, ну я и пошел, - шутит старший горновой. – А до модернизации доменной печи атмосфера располагала к тому, чтобы сравнивать наше рабочее место с адом. Температура и внешний вид были очень схожими. Сейчас, конечно, намного легче работать. Но, уверяю вас, наш труд по-прежнему остается одним из самых тяжёлых.

- А в чем разница работы до модернизации и сегодня? – спрашиваю я.

- Во многом. Раньше, до 2012 года, все было гораздо сложнее. Вручную и ванные, и желоба закрывали, и в канавы запрыгивали. Горячо! Да и смены раньше другие были. Сейчас 12 часов одна смена, а раньше по 8 часов, но четыре. Легче и в этом отношении. Опять же, тогда мы были моложе, ничего нас не пугало. Кстати, заметил, что со временем не только принцип работы в цехе изменился, но и люди. Видимо, из-за условий труда так сложилось, что раньше тут могли работать только физически очень сильные, крепкие мужчины, а такие обычно хрупкого телосложения не бывают.

Место встречи

На мой вопрос, в чем же заключается его работа, Артур Мусалеев замешкался, а во взгляде можно было прочитать, мол, что непонятного, все как на ладони. Но ответил:

- В инструкции все прописано. Выхожу на смену, смотрю на оборудование. Целое? В рабочем состоянии? Люди готовы работать? Мастер провел оперативку продолжительностью 15 минут - все, начинаем работать, открываем выпуск.

- А как вы его открываете? Что нужно сделать, чтобы чугун пошел? – спрашиваю я, знающая о металлургии лишь то, что слово это пишется с двумя буквами «л».

- У нас есть специальное оборудование для этого – бурмашины. Ими мы бурим летки. Летку открываем – идет выпуск, чугун по ковшам разливается. Моя задача следить, чтобы дать нормальный выпуск.

- Любите свою работу?

- Ну как люблю… Люблю! Если не любить металлургию, то и работать в ней не сможешь. Наверное, даже приходится любить. Куда деваться?

Металлургический комбинат сыграл свою роль не только в трудовом пути Артура, но и в личной жизни. Доменный цех стал первым местом встречи с супругой Ольгой. Она работала машинистом крана на доменной печи №4, он выпускал чугун на ДП-2.

- А давно познакомились? – мой вопрос вызывает улыбку у старшего горнового, но виду Артур старается не подать, по-прежнему суров.

- Да нет, недавно. Вчера, - шутит он. – На самом деле помню отчетливо, как будто это было вчера. В 1996 году познакомились, начали встречаться. Я и сам не понял, как затянуло в семейную жизнь. Сейчас у нас уже и внучки есть.

Сын Мусалеевых Александр тоже связал жизнь с металлургией, трудится в доменном цехе. Отец и сын часто видятся на работе. Сейчас коллектив Александра занимается ремонтом доменных канав. Дочь Виктория пока не работает, вся в учебе. Маленькие внучки, семилетняя Даша и годовалая Соня, о комбинате от деда, конечно, слышали, но вряд ли в силу возраста были впечатлены. Кстати, у Сонечки с дедом-металлургом дни рождения в один день – 31 мая.

- Моя задача - обеспечить детей и внуков, чтобы они сами выбрали свой трудовой путь и не оглядывались на обстоятельства. Пусть учатся, развиваются, а я помогу, - говорит Артур Мусалеев.

Главное – не перелить ковш

Горновой Ерболат Темирбеков стал металлургом еще до трудоустройства на комбинат. Он работал на другом заводе на ферросплавной печи. В 2004-м стал горновым на металлургическом комбинате АО «АрселорМиттал Темиртау». Примерный семьянин, который ради родных готов на многое, ответственный работник, пользующийся уважением коллег. Все это про Ерболата Жумабековича.

- Я родом из Северо-Казахстанской области. Жила наша семья за Петропавловском. Но тогда работы там не было, мы были вынуждены переехать, - рассказывает Ерболат Темирбеков. – На комбинат я попал не сразу, хотя устроиться сюда хотел с самого переезда. Тут зарплата всегда была стабильной. Семью содержать – одно из главных призваний мужчины.

Рабочая задача Ерболата Жумабековича – разливать чугун.

- Главное – не перелить ковш, я за это всегда не только отвечаю, но и переживаю, - рассказывает горновой. - Продукты доменной плавки идут по желобам, я разделяю их на чугун и шлак. Чугун идет в чугуновозы, шлак - в шлаковозы. Пока идет выпуск, моя задача не перелить ковши.

По словам горнового, свою работу он сложной не считает. Говорит, что ответственности в ней больше, чем трудностей. Причем ответственности не только производственной, но и перед коллективом.

- Нельзя ошибаться! - считает он. - Сделаю что не так – подведу всю бригаду. Переживаю не только за рабочий процесс, но и за технику безопасности. Инструкцию проведения горновых работ знаю наизусть - хоть ночью разбуди. В общем, не переливать ковш и работать безопасно – вот две главные составляющие успешной работы.

Есть еще в наше время такие коллективы, в которых люди гордятся друг другом. Яркий пример – бригада №4 ДП-2.

- У нас просто замечательный коллектив, - считает Ерболат Жумабекович. - Я это от души говорю, а не для печати. Мы всегда помогаем друг другу, поддерживаем. Не только праздники вместе отмечаем, но и в трудную минуту протягиваем руку помощи.

Как рассказал горновой Темирбеков, семья у него небольшая, но дружная. Очень гордится женой и дочерью. Но больше всех в этой жизни, признается, любит двухлетнюю внучку Хадишу.

Женская доля машиниста

Большинство машинистов мостовых кранов на комбинате – это женщины. И бригада №4 не стала исключением. Машинист крана Антонина Дегтярева – хрупкая, симпатичная и скромная, знающая свою работу досконально.

- Трудиться в мужском коллективе совсем не сложно, - рассказывает Антонина. - Знаете, даже иногда, наоборот, думаю, как хорошо, что столько мужских плеч в коллективе! Они мне все помогают, относятся по-отечески, стараются оберегать от трудных ситуаций. Я им очень благодарна за это. Кажется, что лучше нашей бригады и быть не может.

Семь лет трудится Антонина в доменном цехе. Звучит довольно романтично, но это правда – девушка с детства мечтала устроиться работать на металлургический комбинат. Будучи еще подростком, она решила, что обязательно станет, как мама Наталья Ивановна, женщиной производственной профессии.

- Мамы уже, к сожалению, нет. Она была у меня очень хорошим человеком и работником, - рассказывает Антонина. – В ЛПЦ-3 работала шлифовщиком. Всегда мне после смены рассказывала, как ножи шлифовала. И мне было интересно. И пусть я не в прокатчики пошла, а здесь, в доменном, думаю, что я все же в каком-то роде продолжаю мамин трудовой путь. Теперь я своей дочери рассказываю, как обеспечиваю горновых песком, глиной и участвую в ремонте канав.

Антонина устроилась работать на комбинат не после школы. Девушка пробовала себя и в торговле, и на стройке. Но все же, потом окончила курсы и решила воплотить мечту детства – связать свою жизнь с производством.

- Доченьке моей, Доминике, пять лет, - говорит она. - Девочка творческая, танцами занимается. Не думаю, что она пойдет по моим стопам. Но она ведь и не должна. Пусть делает выбор сама, главное, чтобы счастлива была.

Омолодить бы горновых

Как только мы начали записывать интервью, горновой Галым Қаһарманұлы Жетыбаев сразу сказал: «Не переживайте, работайте. Как начнется выпуск чугуна – я предупрежу!». И всю нашу беседу Галым Қаһарманұлы поглядывал на часы.

— Вот сколько работаю здесь, а я с 2007 года на комбинате, а в этой бригаде с 2010-го, на юбилейную плавку попал впервые, - рассказывает он. – В этот момент меня гордость за коллектив, за комбинат, за Казахстанскую Магнитку одолевала. Целых 60 лет чугун тут идет. Немалый срок.

- А что самое сложное в вашей работе? – спрашиваю я человека, чей взгляд впечатлил меня сразу, как только мы вошли в комнату отдыха горновых. Мудрый, спокойный и уверенный. Будто бы весь смысл жизни познал он здесь, в доменном цехе.

- Самое сложное, по-моему, начинается сразу, как только заходишь на комбинат. Волнение какое-то, что ли. Главное - спокойно отработать и здоровым вернуться домой. А для этого что нужно? Правильно, технику безопасности соблюдать. И смотреть, как старший работает, так и мы! - кивает Галым Жетыбаев в сторону Артура Мусалеева.

- Вы всему у Артура Абдуллаевича научились? – задаю я вопрос.

- Многому, но не всему. Я своим основным наставником считаю Валерия Семеновича Сырбу. Он был первым старшим горновым моим. Сейчас он, конечно, на заслуженном отдыхе. Но мы до сих пор общаемся, поздравляем друг друга.

- А какой главный совет вам дал Валерий Семенович?

- Здоровье беречь, правила техники безопасности соблюдать. Все можно поправить, а здоровье потерянное, зачастую по глупости и безответственности, никогда не вернешь.

Поглядывая на часы, как бы намекая, что лимит моих вопросов скоро будет исчерпан и пора будет выпускать чугун, Галым Жетыбаев вздохнул и сказал:

- Проблема у нас есть серьезная. Молодежь не хочет работать. Слабая пошла. За столько лет много людей приходило, и большая их часть не осталась здесь. Не выдерживают, все хотят легкой работы и высокой зарплаты. А я вот, например, горжусь, что работаю на Казахстанской Магнитке. Почетно это.

В своей семье Галым Жетыбаев - первый металлург. Его отец всю жизнь проработал учителем, а мама занималась домашним хозяйством. Женился горновой на девушке, окончившей педагогический факультет. Поработать супруге не довелось, она занимается воспитанием детей.

- Омолаживать профессию надо, учить молодежь. Пришли бы они к нам, мы бы их всему научили, - подытожил нашу беседу горновой, взглянув на часы. – Ну что? Пора выдавать казахстанский чугун. Выпуск начинается.

Пятнадцать лет как мастер

Пока наша съемочная группа наблюдала, как ловко управляется с выпуском чугуна бригада №4, к нам подошел один из горновых:

- Вы про мастера напишите. Он очень хороший мужик. О таких людях и надо рассказывать. Вон он стоит, в стороне, наблюдает, все ли у нас по плану. Никогда вперед не лезет, всегда все ради нас.

Александр Валентинович Степанов - мастер доменной печи №2, работает на комбинате больше 30 лет. Понятно, что о доменном производстве этот скромный человек знает все.

- Спасибо, что приехали в тот праздничный день к нам, - говорит Александр Валентинович. – Интересная смена получилась, ребята ее запомнят. Отметили с журналистами!

Мастер пришел работать в доменный цех, когда ему было 26 лет. Сегодня у семьи Степановых уже династия. Оригинальная династия. Здесь не сын пошел по стопам отца, а наоборот.

- Я первым устроился работать в доменный цех. Потом папе своему о работе рассказал и посоветовал тоже на комбинат устроиться, - с улыбкой рассказывает мастер. – Вот так он тут до пенсии и проработал. Дочь у меня трудится в отделе маркетинга, а сын - вальцовщик в ЛПЦ-2.

Восемь лет Александр Валентинович отработал горновым, потом 12 лет был газовщиком. С 2005-го - мастер.

- Ребята у нас тут все хорошие, опора производства. Люди порядочные, им знакомо слово «взаимовыручка», работают добросовестно, - говорит больше о своей бригаде, чем о себе, Степанов.

На мой вопрос о главной философии в его работе Александр Валентинович ответил сухо: «Не бояться трудностей!» По всей видимости, в этом цехе поговорка «Дело мастера боится» находит свое отражение в реальном положении дел.

По дороге в редакцию мы все молчали. Казалось, что больше впечатлений, чем в этот день, от брызг чугуна и не менее яркого коллектива бригады №4, мы уже давно не получали.

 По материалам газеты Metallurgy today

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях