#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 ноября
23 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(269)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Первостроители металлургического гиганта

eKaraganda

Мощное промышленное предприятие возникло практически на пустом месте благодаря самоотверженному труду многих тысяч людей разных национальностей, которые в тяжелых условиях, каждый день преодолевая себя и обстоятельства, возводили один объект за другим. В числе многих юношей и девушек в 1956 году на строительство Казахстанской Магнитки приехали Ильяс Баймурзаев и Рахима Ажибаева. Этот шаг стал судьбоносным для обоих. 

- Мы начинали с чистого листа - был лишь фундамент на месте будущего завода, - вспоминает Ильяс Баймурзаев. - Встретила нас бескрайняя степь, неблагоустроенный поселок, общежития, переделанные из бараков. Никаких бытовых условий, не всегда была холодная вода, а о горячей никто и не вспоминал. Жизнь, откровенно говоря, была непростой. Трудно было представить, что скоро здесь вырастет город и самое крупное в Казахстане металлургическое предприятие. Но мы тогда об этом не думали, мы просто работали. Я приехал из Талдыкорганской области, плохо владел русским языком, но это не мешало мне трудиться наравне со всеми. 

По приезде Ильяс устроился на завод ЖБИ бетонщиком. Для строящегося тогда металлургического гиганта и жилых домов там изготавливали стены, блоки, плиты перекрытий. В 1957 году он попросился на Казахский металлургический завод. Парня взяли резчиком горячего металла на прокатный стан «280». А в 1959-м Баймурзаев перешел в строящийся доменный цех водопроводчиком.

- Мне всегда нравилось работать с техникой, - рассказывает герой статьи. - Как только появилась возможность, сразу в доменный цех пошел. Домна - это же сердце завода, мне хотелось быть у истоков. Но знаний было мало, поэтому меня отправили на учебу. Девять месяцев я постигал азы профессии в Магнитогорске. До запуска первой доменной печи участвовал в строительстве завода, помогал облагораживать город. Тогда же познакомился с Нурсултаном Назарбаевым. Встречался с ним на комсомольских собраниях. Нурсултан Абишевич замечательно говорил и на казахском, и на русском языках. Всегда озвучивал наши вопросы и предложения.

Третьего июля 1960 года доменная печь выдала первый казахстанский чугун. Этот день ветеран хорошо помнит.

- Конечно, моя бригада не была у горна, не участвовала непосредственно в выпуске первого чугуна, но Карагандинский металлургический завод родился благодаря нашей общей работе, - говорит он. - На митинге было очень много людей, приехал первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев. Все были воодушевлены успехом, верили в светлое будущее и произносили вдохновенные речи.

Ильяс Баймурзаев семь лет проработал в доменном цехе. Когда открылся ЛПЦ-1, перевелся туда бригадиром электриков - и снова уехал учиться. На этот раз его отправили в Жданов.

Выучившись, он вернулся в многонациональную бригаду. На семь человек было пять разных национальностей. Позже из рук Олега Сосковца он получил государственную награду - Орден Дружбы народов.

- Не было раньше разделения на национальности, - вспоминает ветеран. - Друг мой был украинцем, жил в общежитии я с узбеком. Все вместе мы были советскими людьми и делить нам было нечего. Вместе по молодости ходили на танцы, носили штаны клеш по последней моде, ударно работали, весело отдыхали.

Уже, будучи давно на пенсии по горячему стажу, Ильяс Баймурзаевич до 1998 года продолжал трудиться бригадиром на ЛПЦ-1. Все годы своей работы он был активным членом горкома партии, цехкома. Позже возглавил городской Совет аксакалов, а в 2010 году открыл НПО «Дружба народов».

- Я всегда старался помогать людям, быть в гуще событий, - говорит ветеран. - В 1996 году ко мне обратился аким Темиртау Алий Карабалин, попросил посодействовать в строительстве мечети. Сейчас это уже старая мечеть. Я старался, искал спонсоров для стройки. Есть у меня и благодарственное письмо от областного имама Наурызбай кажы Таганулы за посильную помощь в строительстве новой мечети. Ну а мое объединение «Дружба народов», где я пытался собрать представителей всех национальностей, переросло со временем в Этнокультурный центр АО «АрселорМиттал Темиртау». В этом большая заслуга моего друга Алишера Жакыпбекова.

“Нас свела судьба”

Ильяс Баймурзаев считает, что благодаря решению поехать в Темиртау жизнь его сложилась счастливо. Здесь он состоялся не только как профессионал, самое главное - тут мужчина встретил любовь всей жизни.

- Тогда на строительство съезжалось много девушек, - делится ветеран. - Вот только среди них казашек было мало. Так как русским я владел плохо, не знал, как подступиться к русскоязычным девушкам. И тут увидел Рахиму, понял, что за эту девушку я готов бороться. Четыре года завоевывал ее любовь, в марте 1960-го мы расписались. Считаю, что нас свела судьба.

Наверное, по-другому и не скажешь. Ведь с супругой они появились на свет в одном родильном доме в селе Коктал и одновременно в июне 1956 года приехали на Комсомольскую стройку.

- Казалось, это было только вчера, - говорит Рахима Ажибаевна. - Время промелькнуло очень быстро. Вот только девушкой приехала, услышав призыв на стройку, а уже бабушка, и внуки давно выросли.

В Темиртау Рахима Баймурзаева попала случайно. Не поступив в институт после окончания 10 классов, она решила не возвращаться в родной аул. Услышала, что нужны люди на стройке металлургического завода в Центральном Казахстане.

Сначала была разнорабочей, потом - штукатуром-маляром, - рассказывает ветеран труда. - Участвовала в строительстве хрущевок. Как-то увидела объявление о наборе на курсы крановщиков и мотористов. Подумала: «А почему бы и нет?»

По окончании курсов Рахима Баймурзаева устроилась мотористкой на растворомешалку в строительное управление. Через некоторое время перешла в СМУ «Казстальконструкция», где в то время шло возведение жилья.

- А когда устроилась на комбинат, то принимала участие в строительстве трех доменных печей и первой аглофабрики, - говорит моя собеседница. - Тогда на аглофабрике было всего три крановщика, поэтому бежала то на агломашины, то в дробильное отделение, а если диспетчер пошлет на вагоноопрокиды - значит, весь день там работаю. Хоть высота и большая была, но никогда не боялась. Работа есть работа.

После запуска ЛПЦ-1 в 1968 году и по 1972-й Рахима Ажибаевна трудилась здесь машинистом электромостового крана. Затем пять лет работала в конвертерном цехе. На вопрос «Как удавалось совмещать работу с такими сложными условиями труда и семью?» Рахима Баймурзаева отвечает просто:

- Время было такое, приходилось все успевать. Мы когда начали жить вместе с Ильясом, все наше добро умещалось в двух чемоданах. Жили в общежитиях, потом комнату снимали, ну а когда нам дали квартиру, почувствовали себя наконец спокойно и счастливо. В 1961 году появился наш первенец Улан. Он начинал работать на комбинате в прокатном производстве, потом уехал в Агадырь, сейчас трудится там. Младший - Мирас тоже был прокатчиком, теперь живет в России. В компании «АрселорМиттал Темиртау» до сих пор трудится средний Марлен - он водитель в УАТ.

Юбилей Казахстанской Магнитки совпал с одной из самых важных дат в жизни Баймурзаевых. В этом году Ильяс и Рахима отпраздновали бриллиантовую свадьбу - уже 60 лет они вместе. Глядя на них, понимаешь, что их действительно свела судьба. До сих пор в их жизни есть место заботе, уважению и любви.

По материалам газеты Metallurgy today 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях