#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 ноября
22 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(43)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(268)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Справедливость – идеал, к которому нужно стремиться

eKaraganda

«Бирге - реализуем вместе»

 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уверен: справедливость – «неотъемлемая часть нашего менталитета, наша непреходящая ценность». Исторически сложилось, что в обществе каждого народа были старейшины, принимающие те или иные важные решения, разрешая конфликты. Можно ли искоренить несправедливость? Об этом рассуждает председатель Центра религиоведческо-психологическо-правовой консультации Давлат Мырзахметов. 

Справедливость - это в первую очередь равенство всех граждан перед законом, независимо от служебного положения и социального статуса, отмечает Давлат Болатович. Обеспечение неукоснительного соблюдения этого принципа – главная задача государства. 

- Общество, где нет справедливости, склонно к деградации, - заключает Давлат Мырзахметов. - Все в жизни человек воспринимает на опыте, и если мы наглядно видим, как содеянное не соотносится с наказанием, возникают соответствующие настроения и выводы. Верховенство закона – ключевой момент в вопросе справедливости: он предусматривает невмешательство в деятельность судебной системы любых третьих заинтересованных сторон, гарантирует независимость от любых внешних и внутренних факторов.

Институт биев, продолжает Давлат Болатович, так же, как и целая система обычного права казахов (адат), безусловно, является серьезной исторической и культурной базой. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение, претерпевая неизбежные изменения. Вместе с тем, считает Давлат Мырзахметов, нужно учитывать, что мир и общество стремительно меняются, трансформируются и требуют соответствующих корректировок со стороны разрешения конфликтных ситуаций и споров.

- Сейчас у нас активно внедряют механизмы института медиации, досудебного решения споров, - рассказывает председатель Центра религиоведческо-психологическо-правовой консультации. - Насколько мне известно, во многих случаях это оправдано и все более востребовано, что, в свою очередь, значительно разгружает судебную систему. Развитие информационных технологий, автоматизация бюрократического процесса и сокращение человеческого фактора в нашей судебной системе – очень хороший, на мой взгляд, показатель. Внедрение несложных, прозрачных и в то же время работающих механизмов, упрощающих работу судов, пожалуй, и есть первостепенная задача судебной системы на сегодня.

Наше общество сейчас – справедливое ли оно? На этот вопрос у Давлата Мырзахметова нет односложного ответа. Справедливое относительно чего, кого и в какой ситуации? В общем и целом – возможно да, говорит он, в отдельно взятых моментах – категорически нет.

- Конечно, мне, как и всем, хочется жить в справедливом мире, где заслуги и усилия человека прямо пропорциональны вознаграждению за труд, где за допущенные проступки и преступления существует объективная система наказания, - делится Давлат Болатович. – Но понятие справедливости весьма субъективно и относительно. То, что для меня считается праведным, для других, возможно, категорически неприемлемо, и наоборот. Другой вопрос заключается в том, на что готово пойти наше общество ради этой самой справедливости и сколько времени нам нужно, чтобы добраться до идеальной системы.

Как же стоит бороться с несправедливостью? Справедливо ли жестокое наказание за жестокое преступление? Если подходить с эмоциональной точки зрения – пожалуй, да, отвечает Давлат Мырзахметов.

- Нам часто видится, что самым справедливым наказанием будет жесточайшая мера в отношении провинившегося. Око за око и так далее – тут все понятно без лишних слов: человечество накопило массу прецедентов, - говорит Давлат Болатович. - Показательным в данном случае будет мнение нашего общества и человека в частности об отмене моратория на смертную казнь. Полагаю, около 80% ответят, что выступили бы за отмену моратория за такие преступления против человечества, как терроризм, наркоторговля и педофилия. Оставшиеся респонденты разделятся на тех, кто затруднится дать ответ, и тех, кто категорически не приемлет лишение жизни за любое преступление, к примеру, по религиозным соображениям. Отмечу, что, на мой взгляд, наше общество в целом за последние годы стало агрессивнее. Простой пример: понаблюдайте за людьми на улице – посмотрите на их лица, наступите человеку на ногу, заденьте его плечом – и ощутите на себе всю «доброту и отзывчивость». Истинную причину назвать нельзя, но возможно, молодежи не хватает положительных примеров и элементарного воспитания.

Возвращаясь к мере пропорционального наказания за содеянное, Давлат Мырзахметов признается: нельзя быть абсолютно уверенным в объективности обвинительно-доказательной и судебной системы. История знает немало случаев, когда невиновные по навету или грубейшим ошибкам следствия оказывались осужденными: в их отношении привели в действие тот самый смертный приговор.

- Каким образом можно бороться с несправедливостью? Это вопрос глобального характера. Но если мы хотим жить в справедливом, сильном, развитом и гуманном обществе, то, безусловно, все должно опираться на закон, единый для всех. Опять же, его нужно неукоснительно соблюдать, независимо от социального статуса или служебного положения.

Можно ли полностью искоренить несправедливость? Пусть это останется идеалом, к которому мы все будем стремиться, говорит Давлат Мырзахметов. Как бы это примитивно не звучало – начинать надо с себя неидеального, чтобы не надеяться на кого-то волшебного рядом и не сожалеть о содеянном и навсегда утерянном. 

    • Рассылка: