#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 ноября
23 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(272)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Житель Темиртау намерен подать в суд на «АрселорМиттал»

kriminalka.kz

 Житель Темиртау, которому надоело дышать загрязненным воздухом, намерен подать в суд на «АрселорМиттал», пишут "Криминальные новости".

С первых же дней 2018 года в Темиртау главной темой для обсуждения стал черный снег, выпавший в городе. Через месяц это явление оказалось в топе новостей Карагандинской области. Велись долгие споры, откуда взялся этот небесный подарок. Горожане обвиняли во всем «АрселорМиттал Темиртау», но пресс-служба компании утверждала, что виной всему печное отопление частного сектора.

Наконец в Темиртау приехали специалисты-метеорологи и взяли заборы снега, воздуха. Результаты были озвучены на совещании у акима области Ерлана Кошанова: 90% выбросов идет со стороны металлургического комбината.

Одной из вероятных причин появления в Темиртау черного снега могла стать низкая скорость ветра — до двух метров в секунду, которая сохранялась почти весь декабрь, поэтому все выхлопы заводских труб никуда не собирались улетучиваться, а сразу оседали на головы горожан. Версию о ветре озвучил на совещании в акимате региона и заместитель директора Карагандинского центра метеорологии Валерий Стратиенко.

Тогда же, в январе, металлургический комбинат был оштрафован на 600 миллионов тенге — за вред, нанесенный экологии Карагандинской области. К черному снегу, как подчеркивают в департаменте экологии, этот штраф отношения не имеет.

— Выявлено превышение вредных выбросов в атмосферу. Имело место превышение нормативов предельно допустимых выбросов и неисполнение плана природоохранных мероприятий. Выдано предписание об устранении нарушений, — сообщил Алибек Бекмухамбетов, заместитель руководителя департамента экологии Карагандинской области.

В июле комбинат ожидал новый, куда боле крупный штраф, теперь в миллиард тенге. Природоохранная прокуратура выявила, что в мае предельно допустимая концентрация диоксида серы была превышена в 51 раз, диоксида азота — в 22 раза, сероводорода — в 76 раз, фенола — в 32 раза. Но выплата таких огромных сумм стала привычной для металлургического комбината. Такое ощущение, что все штрафы подобны дробине для слона, который ничего менять в своем хозяйстве не собирается…

Самый большой штраф был назначен областным судом 9 сентября 2013 года по иску природоохранной прокуратуры о взыскании с «АрселорМиттал Темиртау» в доход государственного бюджета свыше 2 миллиардов тенге. В 2015 году прокуратура взыскала за превышение установленных лимитов выброса загрязняющих веществ 1 миллиард 771 миллион тенге. Но сколько ни уходит в бюджет штрафов от металлургического комбината, экологии Карагандинской области от этого не становится лучше. За 2017 год общий объем вредных выбросов в атмосферу только по Темиртау составил 281831 тонну! Из них на «АМТ» приходится 221691 тонна, что составляет 77% от общего объема.

Чтобы преломить ситуацию и заставить комбинат раскошелится на оборудование по очистке воздух, житель Темиртау Станислав Войцеховский решил: надо сделать так, чтобы тысячи горожан, страдающих респираторными заболеваниями, подавали многомиллионные иски против предприятия, для чего необходимо создать судебный прецедент. С июня по июль Станислав выложил в Интернете нескольких своих роликов. Самый громкий из них называется «Темиртау. Казахстанский Освенцим», его просмотрели десятки тысяч жителей области. По заявлению мужчины, комбинат осмысленно травит людей, и в скором времени он намерен доказать свои слова в суде. Уже есть адвокат, который готов взяться за это нелегкое дело.

В течение весны Станислав проходил медицинское обследование. И он уверен, что в недомоганиях виновата темиртауская экология.

— У меня респираторное заболевание астматического плана, — говорит Станислав. — Уверен, что это можно привязать к заводу. Мы здесь все до такой степени этими вредными выбросами пропитаны, от взрослого до малолетнего ребенка! Пока я собираю документы, нужно еще курс лечения пройти. У меня проблема с легкими, с глазами. Карагандинские врачи сказали: это все из-за экологии, хотя в заключении этого не пишут. А чтобы это точно доказать, необходимо специальным оборудованием провести замеры…

Станислав Войцеховский родился и живет в восточной части города, которая отделена от предприятия километровой санитарной зоной. Он убежден в том, что раньше, во времена Советского Союза, такого объема выбросов не было, не травили подобным образом людей ради многомиллиардных прибылей. А теперь не только на улице, но и в квартире у мужчины возникают ощущения, будто он попал в газовую камеру. Причем страдает не только он сам и его супруга, но и маленький ребенок. Как и другие жители города, Станислав терпел-терпел это безобразие и не вытерпел.

— Просто копилась боль, чувство сострадания ко всем жителям Темиртау и области. Однажды в воскресенье я вновь проснулся от этого ядовитого, невыносимого технического запаха, — вспоминает мужчина. — Голова раскалывалась. Зашел в комнату к своим, закрыл у них все окна. Это же надо так травить людей, чтобы они просыпались от запаха! Это же конверторный газ, он состоит на 90% из угарного газа. Думаю, не стоит говорить о том, что это очень токсичный газ, благодаря которому люди умирают от удушья. Вот я и не выдержал, вышел в район завода и снял там первый ролик. Потом мне позвонили люди и сказали, что один опытный юрист готов мне помощь составить иск и представительствовать на суде от моего имени…

И как бы подтверждая видеожалобы жителя города, в то же самое время природоохранная прокуратура выпустила пресс-релиз с указанием того, что концентрация вредных выбросов, идущих со стороны комбината, превышает некоторые допустимые нормы в сотню раз. Так что верным путем шел Станислав Войцеховский — не капризничал, не выдумывал, как писали некоторые комментаторы к его роликам. Если чиновники говорят: мол, доказано, комбинат делает невыносимым жизнь простых людей, то следует сделать второй решающий шаг — доказать, что он калечит здоровых людей, делает их на всю жизнь инвалидами.

По инициативе активиста в социальных сетях была создана группа «Эко-Темиртау». Они готовят обращение в природоохранную прокуратуру.

— Это заключение работников прокуратуры о выбросах хорошее, но ведь они здесь не живут, — рассуждает Станислав Войцеховский. — Хотя и сами чиновники из акиматов всех уровней уже начали задаваться вопросом: что происходит, почему черный снег? Нам сначала говорили не один десяток лет, что выбросы — это нормально, есть же между предприятием и городом санитарная зона... Зона длиною всего в один километр, а «лисьи хвосты» с конверторного цеха тянутся на 100- 150 километров, как заявили независимые экологи. Теперь после скандала с черным снегом выяснилось, что не все так радужно. Вы только вдумайтесь, какое у нас превышение по сероводороду идет! Минимальное его превышение приводит к гибели человека… Или другие газы. У меня глаза страдают — от чего? Ответ: диоксид азота, он тоже у нас в городе с превышением. Во влажной среде он превращается в азотную кислоту, а попадая в наши легкие, их разъедает. У меня лично хронический тонзиллит. Он у нас у всех, тут астматиков много даже среди тех, кто на заводе не работает…

Станислав не раз посещал Западную Европу и видел, как в промышленно развитых странах работают местные металлургические заводы, причем некоторые принадлежат «АрселорМиттал». При сравнении с тем, что творится у них и у нас, мужчине трудно было смириться с тем, как компания обращается с казахстанскими «туземцами».

— В Германии заводы блестящие, чистые, потрогать хочется. Из труб пар идет, — продолжает Станислав. — Я понимаю, есть производственный процесс. Я понимаю, что мы не настолько богатая страна, чтобы наладить очистку, как в Европе. Но здесь, в Казахстане, похоже, «Арселор» своей бесконтрольностью создает прецедент. Есть ощущение, что у нас можно делать все что угодно. Это дикий капитализм позапрошлого века, на людей и их здоровье плюют, смотрят как на муравьев. А если ты пытаешься что-то делать против этого произвола, то сразу кричат: зачем вы возмущаете спокойствие, не расшатывайте ситуацию!.. Чего я хочу? Мой максимум, конечно, еще недостижим. Не на том уровне развития находится наша страна, не на том месте… Я понимаю, что это такое — воевать против ветряных мельниц. Просто хочу через суд заставить комбинат, чтобы нас перестали травить по утрам. Пусть хотя бы доведут очистку до советских параметров. Стояли же электрические фильтры, они работали. Не было такого, чтобы подоконники черными были, машины в копоти, чтобы столько онкобольных было… 

Павел ПОПОВКИН 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях