#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 ноября
22 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(43)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(268)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Журналист меняет профессию: прокурор

eKaraganda

Только подумать - сколько всего каждый день происходит в Караганде! Даже если сейчас посмотреть в окно, прислушаться к шуму на улице, станет ясно, что жизнь в городе кипит. Такое расхожее понятие – «жизнь кипит», а ведь за ним все мы - карагандинцы. Это мы каждое утро встаем, собираемся и идем на работу. Это мы строим, лечим, учим, продаем, готовим еду, обеспечиваем безопасность города, достигаем успехов в спорте, танцуем и поем. Это мы, обладатели самых разных профессий, создаем этот шум на улице, надеясь, что наши действия сделают лучше нашу жизнь, город и, конечно, страну. Проект «Журналист меняет профессию» именно о том и рассказывает, насколько важно каждое дело, которым занимаются люди, преданные ему. Сегодня всё о профессии прокурор.

Признаться честно, и тут определенно гордиться нечем, о профессии прокурора до дня, в который мне довелось поработать в этом ведомстве, я знала мало. Всё мое представление сводилось к тому, что прокуратура проводит проверки, по итогам которых нам, журналистам, присылают информацию, а также представляет интересы государства в суде. К счастью, пусть даже такое скудное представление об этом ведомстве, оказалось верным, но дополнительно выяснилось, что это далеко не все функции, которые выполняет прокурор. В список приоритетных направлений также входит рассмотрение обращений граждан и защита конституционных прав человека, что само по себе охватывает очень многие вопросы.

Мой день начался в прокураторе района имени Казыбек би. Признаться честно, с самого начала особого задора я не испытала. Мне казалось, что весь свой день я проведу в кабинете, разбирая бумаги и вникая в сложные термины. Ну, знаете, когда идешь дежурить с акушерами, волей-неволей испытываешь волнение, потому что понимаешь, что предстоит увидеть. Когда идешь примерять на себя профессию прокурора, готовишь себя к бумажной работе, и это не вдохновляет. Оказалось, я ошибалась. Профессию прокурора можно назвать какой угодно, но уж точно не скучной.

Здесь можно плавно перейти к форме. Если кому-то, чтобы стать прокурором, сначала нужно получить юридическое образование, то мне достаточно надеть форму. Я, конечно, шучу. Дело в том, что опубликовав фотографию себя в форме в рубрике «Фото дня», увидела комментарии. Люди прямо-таки возмущены тем, что я позволила себе, не имея полномочий, надевать форму, да еще с погонами звания «капитан», и при этом выполнять какую-либо работу. Это очень здорово, что читатели настолько серьезно относятся к проекту, и требуют того, чтобы всё было законно. Но мне хочется внести ясность. Я надеваю форму не для красоты, как пишут некоторые читатели, и уж тем более не ради «понтов». Форма мне необходима для того, чтобы ходить следом за прокурором, не привлекая к себе внимания. Чтобы люди не задавались вопросом - кто этот человек? И да, надеть форму - это бонус. Я горжусь и мне приятно то, что у меня есть такая возможность. И мне было не менее приятно надевать форму шахтера, или дорожного рабочего, или врача. Я могу заверить, что при этом никто не пострадал.

Итак, форма мне досталась от одной из сотрудниц прокураторы. И огромное спасибо за это одолжение. Сотрудники ведомства заверили, что мне идет. Настало время заняться делом.

«Такие клубки нужно распутывать»

К моему приходу в прокуратуре отнеслись очень серьезно. Подробно составили план на день, закрепили меня за одним из самых ответственных сотрудников. Куанышбек Абишев работает в прокуратуре имени Казыбек би. Он рассказал, что к своей профессии шел целенаправленно.

- Вначале я думал, что стану оперативным сотрудником, но в ходе учебы в университете мои взгляды изменились. Постепенно я стал понимать, что хочу добиваться справедливости. Опыта набирался, работая судебным исполнителем, а уж потом стал прокурором, - вспоминает Куанышбек Абишев.

Прокурор говорит о четком понимании того, что в прокуратору люди приходят тогда, когда больше нигде им не удалось добиться правды.

- Каждый идет со своей проблемой. Они уже были в акиматах, других государственных службах, но проблемы их не были решены. Надо понимать, что если и мы не поможем, то останется негативный осадок. А для нас важно доверие населения. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы разобраться. Поверьте, на душе становится спокойно только тогда, когда удалось помочь.

Куанышбек объясняет, что жалобы людей возникают потому, что в ходе следствия могли быть упущены очень важные детали.

- В рамках уголовных дел мы даем указания органам уголовного преследования. Разбираемся в том, как проходил ход расследования, выявляем допущенные пробелы. Следователь тоже человек, порой не хватает времени, бывает, что намеренно допускают ошибки. Такие клубки нужно распутывать.

В прокуратуре говорят, что за 6 месяцев текущего года было рассмотрено 900 обращений только по вопросам надзора следствия и дознания. Речь не идет о гражданском, уголовно- судебном, административном надзорах. В основном люди обращаются с жалобами на незаконные действия или бездействия сотрудников уголовного следствия. Бывают и абсурдные обращения. К примеру, человек пришел в прокуратуру с тем, что у него украли кошку. Но обращения принимают все, и каждое должно быть рассмотрено.

В кабинете прокурора Куанышбека Абишева ничего лишнего. Нет стопок с бумагами, шкафов, из которых валятся папки. Сегодня вся работа ведется через электронную базу. В ней дела, с которыми предстоит работать, указаны сроки, все необходимые данные. На столе Уголовный кодекс. Наша работа началась с изучения оперативной сводки за прошедшие сутки. Сводка поступает из отдела полиции. В ней все происшествия за сутки. В сводке краткое описание каждого происшествия, а также напротив статья, по которой оно квалифицируется. Прокурор должен определить, соответствует ли статья происшествию.

- В Темиртау изнасиловали девушку. Указана 121 статья УК РК - я с этим согласен. А вот если бы девушка была несовершеннолетней, тогда квалификация была бы совсем другая, объясняет Куанышбек. - А вот здесь, например, указана 187 статья «Мелкое хищение». В этом случае я тоже согласен, так как убыток не превышает двух МРП.

И так нужно проверить каждое происшествие, не допустив ошибки. Нужно знать в совершенстве закон, каждую статью, учитывать по какой части статьи квалифицируется преступление. Ведь речь идет не просто о преступлении, а о людях, которые в нем участвовали - и тех, кто пострадал и тех, кто совершил преступление.

Грабитель, которого жаль

Говоря о людях. Я никогда близко не сталкивалась с преступниками. Читаешь новость о преступлении, на себя ее не проецируешь, и кажется, что преступники где-то точно не рядом со мной. А как их отличить, когда в кабинет прокурора заводят подозреваемого в преступлении, и это совершенно обычный человек. Встретишь на улице - никогда не подумаешь, что он способен совершить преступление.

От историй на бумаге мы перешли к практическим действиям. Прокурор должен дать решение на арест подозреваемого в грабеже молодого человека. Задержанного подозреваемого доставляют в прокуратуру, чтобы принять решение, арестовать его или оставить на свободе до суда. В этом случае арест не носит карательного характера. Это лишь мера, которая даст гарантию того, что подозреваемый не совершит попыток скрыться от дознания, следствия и суда, а также не сможет вновь заняться преступной деятельностью.

Наш подозреваемый оказался в прокуратуре после того, как пытался украсть у девушки сумку. Он рассказал, что живет в Топаре, в Караганде работает в одном из супермаркетов. Освободившись с работы в 21.00, он не смог уехать домой. Переночевать решил на вокзале, к четырем утра пешком пришел на намаз в городскую мечеть №1 на Юго-востоке. После молитвы пошел на рынок «Арай», стал попрошайничать, но денег молодому человеку никто не дал. Тогда он пошел в один из дворов на проспекте Строителей, увидел одиноко идущую девушку и решил отнять у нее сумку.

Преступник схватил сумку и попытался вырвать, но девушка стала сопротивляться, тогда он ее ударил рукой в грудь, и стал еще сильнее тянуть за ремешок, который порвался. Девушка по инерции упала на асфальт, получив еще несколько ссадин, а парень стал убегать. На крики о помощи прибежали патрульные Национально гвардии РК, дежурившие неподалеку. Они-то и задержали беглеца.

Прежде чем принять решение о том, арестовывать подозреваемого или нет, Куанышбек Абишев выяснил все подробности. Оказалось, что молодой человек в несовершеннолетнем возрасте уже был судим, в день, когда он совершил преступление, с собой у него было два мобильных телефона, которые, при желании, он мог продать. Кроме того, на проспекте Строителей живет его родная бабушка, а значит парень ограбил девушку не из-за нужды, а имея преступный умысел.

В кабинет парня ввели в наручниках. Так странно было это видеть. Вот стоит один человек, вокруг него такие же люди, но только все мы можем свободно передвигаться, а он уже нет. И как будет складываться его дальнейшая жизнь, от него уже не зависит. Даже жалко, что ли его стало. Но потом он заговорил.

Молодой человек представился, назвал статью, по которой подозревается, подробно рассказал, как все происходило.

- Удары я ей не наносил. Признаю, что сумку выдернул, но телесные повреждения не наносил. Девушка утверждает, что я ударил ее правой рукой, но я инвалид, у меня паралич правой стороны. Я не мог ей нанести удар правой рукой, - сказал он.

И после этих слов жалость к этому человеку у меня прошла. Я вдруг представила себя на месте той девушки. Как какой-то наглец вырывает у меня из рук мою сумку, как он толкает меня, как рвется лямка, и я падаю на землю. И при этом здесь перед прокурором он пытается навести его на мысль о том, что девушка обманывает, что она придумала то, что он мог ударить. И ничего, что если бы он, не был настолько испорчен и не тронул пострадавшую, она бы ни слова плохого о нем не сказала.

Решено было санкционировать его арест. Уже позже, отдельно, Куанышбек объяснил мне, что наличие судимости уже является характеризующим материалом, кроме того, прокурор обратил внимание, как подозреваемый сам себе пытался переквалифицировать статью с части второй на первую - искал пути отхода.

- Он расчетливый. Мое мнение - лучше не стоит его оставлять на свободе. Завтра может еще кто-то пострадать, - сказал Куанышбек.

18 килограммов марихуаны

А дальше мы поехали в Центральный отдел полиции, чтобы стать свидетелями уничтожения наркотических средств. Нас ждали 18 килограммов марихуаны и 3 килограмма гашиша.

- Изъятие наркотических средств совершается при понятых, после изъятия проводится экспертиза, в течение десяти суток наркотик передается в камеру хранения в плотной упаковке. Несколько дней назад мы изъяли большую партию, теперь нужно уничтожить, - по дороге рассказал Куанышбек.

Приехав на место, прокурор проверил целостность упаковки, чтобы убедиться в том, что ни у кого не было возможности отсыпать вещество. Сжигать наркотики нужно в присутствии сотрудника прокуратуры, сотрудника ДВД, нарколога и сотрудника СЭС (ныне Департамента охраны общественного здоровья). После проведения всех необходимых действий, мы направились на улицу. Там выбрали подходящий мусорный контейнер, высыпали вещество в него. Оказалось, сжечь наркотики не такое уж простое дело. Чтобы вещество горело, его пришлось полить бензином.

Так мы и стояли вокруг контейнера в ожидании, когда же запрещенные наркотики сгорят.

После мы снова поехали в прокуратуру. По дороге Куанышбек говорил о том, что провести только лишь один день в должности прокурора - очень мало, чтобы понять всю суть этой профессии. И я, конечно, с ним согласна, но ведь и мы ограничены во времени. Меняя профессию, я всё же остаюсь журналистом со своими обязательствами.

В тот день я не успела побывать на судебном заседании, где прокурор играет немаловажную роль. В суд я попала в другой день.

Большой груз – отвечать за судьбу человека

В суде я интервьюировала прокурора Отдела по надзору за законностью судебных постановлений и представительства интересов государства по уголовным делам Асем Тергилбекову. Беседовали мы после заседания. А заседание было вот о чем.

Мошенница представлялась ясновидящей. Клиентов выбирали из числа состоятельных людей. Обманным путем предсказывала судьбу, говорила, что на человека наложена порча, надо проехать по святым местам, чтобы очиститься. Мошенница входила в доверие и предлагала взять кредит якобы через фонд «Даму». Конечно, кредит предлагала тем, у кого возникали финансовые трудности. Взять, по словам псевдоясновидящей, можно было 56 миллионов тенге. Но чтобы оформить кредит, нужно было заплатить 10% за подготовку бизнес-проекта. На заседании потерпевшая и рассказывала, как она рассталась с почти четырьмя миллионами тенге. Выдача кредита постоянно оттягивалась. И вот однажды потерпевшую пригласили в Алматы. В здании фонда, куда их позвали, она просидела несколько часов, а потом стала заглядывать в кабинеты. Оказалось, женщина была не в офисе фонда «Даму», а в обычном бизнес-центре. Поняв, что ее обманули, женщина стала пытаться вернуть свои деньги через суд.

После заседания Асем Тергилбекова рассказала о своей функции:

- Моя задача установить вину подсудимых и доказать ее, а сторона защиты - адвокаты, наоборот должны либо переквалифицировать преступление в лучшую сторону, а лучше всего оправдать.

Прокурор говорит, что работает уже 15 лет. И любит свою работу.

- У каждого человека своя судьба. Моя работа сводится к тому, что я беру на себя ответственность за судьбу человека. Это очень большой груз. Каждое уголовное дело - это не просто работа. Человек - это личность. Смотришь на моменты его жизни, на то, как он относится к предъявленному обвинению. И от всего этого остаются впечатления. Конечно, с возрастом ко многим вещам я стала относиться спокойнее, но все же считаю, что в нашей работе нужно смотреть не через призму того, что это уголовник, а через призму того, что это человек.

В суде прокурор после рассмотрения дела предлагает меру наказания. Асем говорит, что в этом нет ничего хитрого. Есть закон, который регламентирует то, при каком преступлении, какое предусмотрено наказание. При этом учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.

- Наш закон очень гуманный. Порой смотришь на преступника, и думаешь, какие страшные дела он совершил, хочется, чтобы такие люди были изолированы. Я не испытываю к преступникам ни жалости, ни сострадания, скорее чувство неприязни, -говорит Асем.

В завершении хочется вспомнить свою историю. Лишь однажды мне довелось по личному вопросу разговаривать с прокурором. Я забыла сумку на улице – сама виновата, но думала, что в ней осталось удостоверение личности. Чтобы не платить штраф, решила написать заявление в полицию о том, что потеряла документ. На следующий день мне позвонили из прокуратуры и спросили – точно ли я сама потеряла сумку, может быть у меня ее украли, а в полиции сказали написать другое. Конечно, меня этот звонок подкупил. Меня удивило то, что кому-то, пусть и в силу своих рабочих обязанностей, не всё равно, что именно произошло у меня в тот вечер. Побывав один день в роли прокурора, я поняла, что профессия эта очень нужная для общества. И, конечно, ее необходимость будет усиливаться тогда, когда в ведомстве будет больше таких ответственных, преданных своему делу людей, как Куанышбек Абишев, который так старался мне рассказать о профессии прокурора всё. Надеюсь, это всё мне удалось передать Вам в своём материале.  

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях