#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 ноября
23 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(269)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Бизнес и кризис в Караганде

eKaraganda

Предприниматели готовы пережить временные неудобства, связанные с девальвацией. Но государством и банками не создаются условия для этого – непомерно высокие тарифы на коммунальные услуги, процентные ставки по кредитам не дают вести и развивать бизнес. Такое мнение высказали карагандинские предприниматели.

«Прелестей» кризиса еще не ощутили

Учредитель компании «Ren milk» Андрей Витик уверен: этой весной, а именно в апреле-мае, «мы получим мощную стагнацию в экономике». По его словам, бизнес и население не в полной мере осознали то, что было в конце прошлого года после девальвации, ощущение кризиса немного нивелировалось в череде праздничных дат. «А теперь нам предстоит на себе испытать все «прелести» этой ситуации. Начнутся в бизнесе неплатежи и безработица. А все это усугубляется тем, что банки не способствуют развитию бизнеса. Буквально вчера был в одном из крупных банков, и у них четкое указание – никого не кредитовать. Причина – нестабильный доллар, а у них до 90% процентов вкладов – в долларах США», - делится прогнозами бизнесмен.

Как он поясняет, Нацбанк не дает банкам ликвидность: «Чтобы не увеличивать уровень инфляции, чтобы банки, опять же, не спекулировали валютой, и она не оставалась там же в банках. Понятно, что осевшие в банках деньги в бизнес не пойдут».

Напомним, в конце декабря прошлого года глава центробанка Данияр Акишев заявил, что «обычный трансмиссионный механизм, согласно которому НБ предоставляет ликвидность коммерческим банкам, затем они могут предоставлять кредитование – сейчас в должной степени не работает» и НБ РК занимается восстановлением этого канала. Банки страдают от отсутствия тенговой ликвидности, население держит вклады в иностранной валюте. Согласно последнему релизу Нацбанка, на конец 2015 года удельный вес депозитов в тенге составил 32,6%. В результате БВУ не располагают средствами к выдаче кредитов.

Не стоит ждать погоды у моря

Что бы там Нацбанк не задумал и не предпринял в ожидании повышения курса тенге и цен на нефть, бизнесу нужно продолжать работать. А для этого необходимо решить ряд вполне несложных, на взгляд предпринимателей, задач. Первоочередная – сократить издержки производств.

«Уже давно назрела необходимость максимального сокращения издержек производства через снижение расходов на электроэнергию, тепло и воду», - заявил Александр Перов, финансовый директор ТОО «Бюро по приватизации и инвестициям». По его мнению, нужно убедить руководство области использовать возможности Нацпалаты и предпринять конкретные шаги в сокращении расходов отечественного производителя.

«Бизнес, который имеет рентабельность в 20%, – это суперприбыльный бизнес. Рентабельность на уровне 5-10% должна обеспечивать нормальное существование без кредитов. В противном случае, предпринимателю придется отдавать кредит под 17-20%, практически оставаясь без дохода. Сейчас мы не можем рассчитывать на то, чтобы бизнесмен выплачивал кредит и ему еще что-то оставалось. Он мало того, что отдает весь доход, не оставляя себе на развитие, так еще и выплачивает проценты из своих личных денег. И это притом, что эти проценты по кредиту заложены в себестоимость его продукта. В результате мы имеем неконкурентные цены на местные товары», - говорит бизнесмен.

По словам А. Перова, сейчас ведутся переговоры между бизнес-сообществом и монополистами региона, и поднимается вопрос о снижении тарифов для бизнеса.

«Мы постоянно об этом спрашиваем – почему мы не производим импортозамещающих товаров? А потому что у наших товаров высокая себестоимость. Кто это допускает? Монополисты», - утверждает учредитель компании «Ren milk» А. Витик.

Предприниматели уверены, что не наладив импортозамещение, речи об экспорте продукции заводить рано.
«Мы сейчас не можем говорить об экспорте – где же вы видели крестьянина, который, не накормив сначала свою семью, начнет обеспечивать едой других? То же самое можно говорить о целом бизнесе – не обеспечив продуктами внутренний рынок, мы не можем начать выпускать на внешние», - уверен А. Перов.

Как завлечь инвестора?

В сложившейся ситуации могло бы быть несколько решений. Но отсутствие политической воли у руководителей области, частая смена акимов играют против бизнеса.

Как он утверждает, в условиях отсутствия кредитов можно было бы спастись деньгами инвесторов, но и тут не все в порядке – для этого должны быть прозрачные механизмы – в монополии, ценообразовании, судебной системе. А этого нет, заявляет предприниматель.

«Мы постоянно говорим, что мы подвязаны к экономике России. Но там хоть какая-то экономика есть – производство, переработка, промышленность, нефтехимия. А у нас – только сельское хозяйство. В зачаточном состоянии. У нас даже нормальный туризм не налажен. Вот есть Каркаралинск – жемчужина наша. А дороги нету. Кто нам мешал в эти зажиточные годы протянуть туда какие-то 10 км железной дороги? Никто не мешал. Хотя бы сейчас, в кризисный период может это сделать? Бюджету это ничего не стоит, зато люди бы ездили туда, а не в другие регионы, оставляли бы деньги у нас, нашему бизнесу», - сокрушается А. Витик. По его мнению, в регионе нет людей, кто мог бы такие инициативы довести до конца.

«У нас сменяемость акимов, они приходят-уходят, таскают за собой команды, никто из них не заинтересован в долгосрочном развитии. Вот, к примеру, земля – это бесконечная песня. Вместо того, чтобы предлагать свободные земельные участки предпринимателям, мол, вот, работай, построй завод, инвестируй, плати налоги и создавай рабочие места, они устраивают интриги, находят сто причин, чтобы не дать участок бизнесмену – нет ПДП (план детальной планировки), занято, нет условий и коммуникаций», - говорит бизнесмен.

Кризис = рост?

По мнению предпринимателей, еще один болезненный вопрос, как для предпринимателей, так и рядовых граждан – сокращение доходов. Болевой шок будет наблюдаться еще долгое время, но в итоге все адаптируются.

«У нас в Казахстане так сложилось, что при низкой производительности мы имеем высокие зарплаты. Еще 15 лет назад в Караганде за 1000 долларов можно было купить квартиру. Сейчас цены увеличились как минимум в 50 раз. Что за это время могло случиться такого, что реально повлияло бы на повышение цен на недвижимость? Кирпичи изменили свойство? Или дома обрели историческую ценность? Это все явилось следствием необоснованно высоких доходов. И вот сейчас эта сложившаяся ситуация должна поменять мышление и психологию людей, изменить их отношение к доходам. Понять, что доход должен быть соразмерен производительности», - уверен Андрей Витик.

С коллегой согласен и глава сельскохозяйственного предприятия Сапар Ибкеев, он уверен, что кризис будет продолжительный и подстегнет всех к повышению производительности: «Производства начнут сокращаться, оптимизировать расходы и штаты, начнется безработица, люди начнут ценить труд и стремиться к производительности.

Повысится конкуренция. Молодежь поймет, что раз нет средств на дорогостоящее образование, трудоустроиться в городе станет сложно, а на селе дефицит молодых кадров, и поймет, что лучше работать с землей, и начнет осваивать рабочие и аграрные специальности».

 Палата предпринимателей Карагандинской области

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях