#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 ноября
22 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(43)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(268)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Журналист меняет профессию. Сотрудник чулочно-носочной фабрики "ТЭГАМ"

eKaraganda

Мы продолжаем рассказывать о тех профессиях, которые знаем лишь поверхностно. Всегда ведь кажется, что нет ничего сложного в той или иной работе, а как на деле... Сегодня автор проекта "Журналист меняет профессию" Алиса Войташенко была посвящена в работу чулочно-носочной фабрики "ТЭГАМ". Речь пойдет о километрах ниток, рядах машин и терпеливых женщинах.

Когда говоришь о заводах и фабриках, что, собственно, в словаре одно и то же, вспоминается фильм "Москва слезам не верит" и главная героиня, которая положила все свои силы на то, чтобы не быть простым рабочим. Да и в детстве в голове была мысль, что если плохо учиться, придется работать на заводе. Правда, кто поселил эту мысль в моей голове, сказать не могу. Но я постепенно умнела в скучных классах и аудиториях в общей сложности 15 лет, а интерес к миру производства остался, и поэтому сегодня я попытаюсь передать атмосферу известной всем нам чулочно-носочной фабрики "ТЭГАМ".

В носках от «ТЭГАМ» тепло и уютно ногам

Предприятие было создано в 1997 году на базе бывшей Карагандинской чулочно-носочной фабрики. Сейчас здесь работает около ста человек. Прежде чем мы наденем на свою ногу хотя бы один носок, произведенный на этой фабрике, здесь должен быть осуществлен сложный технологический процесс.

В момент создания фабрики было собрано всё оборудование с тех предприятий, которые закрывались. Сегодня работники фабрики работают не только на машинах, оставшихся с советских времен, но и на новом оборудовании. Была закуплена линия итальянского оборудования, которого в Казахстане нет больше нигде. Позже было приобретено и японское оборудование. Эти машины позволяют делать более качественную продукцию. Надо сказать, что изделия чулочно-носочной фабрики "ТЭГАМ" широко востребованы не только в нашей стране, но и в России. Это нам кажется, что фабрика стала выпускать меньше, на самом деле, здесь работа кипит, но товар в большей степени продается в другие города.

Работа здесь начинается рано - с семи утра, люди работают в две смены, но основная масса изделий изготавливается до обеда. Еще видя здание фабрики только издалека, я уже представила людей, которые работают там. День только начинается, а там за стенами множество рук непрерывно создают необходимые для всех нас вещи. И от этих мыслей хочется скорее увидеть, как это происходит.

На фабрике несколько цехов. Работа начинается с вязального цеха. Шумные машины стоят в ряд. Каждая машина примерно за 10 минут производит один носок. Заглянув внутрь этого чуда техники, можно увидеть множество иголок, расположенных по кругу. Интересно, какими должны быть мозги у человека, который изобрел эту машину.

Так вот, носок вяжется внутри этого агрегата, а потом падает в специальный лоток, расположенный снизу. Самое главное правильно наладить работу механизма, затем всё происходит автоматически. Но это не означает, что вязальщица ровным счетом ничего не делает. Один специалист должен успевать следить за 8-10 машинами одновременно. Мне, конечно, эту миссию не доверили.

С вязального цеха полуфабрикат перебирается на швейный участок. Там носок, который «просит каши», зашивают. Сшивают и колготки - все мы видели эти две полоски сзади. После в колготки вшивают резинку, не забыв оставить дырочку, чтобы мы могли утянуть по размеру.

Наблюдая за тем, как терпеливые женщины ловко делают свою работу, я вспоминаю уроки труда в школе. Всегда было непонятно, почему мальчики делают табуретки, а девочки шьют. Боже, как я ненавидела шить! Машинка, которая от неумелого пользования без конца заедает, нитки и изделие, которые выходит совсем не таким как на картинке. А здесь, когда глядишь на то, как работают другие, кажется всё таким простым и быстрым. Кстати, удивили женщины, которые занимаются тем, что выворачивают носки и колготки. Даже здесь не всё так просто, и можно увидеть маленькое изобретение.

Молоко за вредность

А в это время кругом горы колготок. Это удивительно - видеть столько носков и колготок одновременно. Для меня было сложно делать работу и знать, что за спиной куча не сделанной работы увеличивается. Хотя, если вдуматься, то чем моя куча работы отличается от этих колготок? Только род деятельности другой, а так - ведь тоже бесконечный процесс.

Отдельно хочется рассказать о красильном цехе. Ну и запах, скажу я вам. Темное помещение, где в чанах с краской варятся чулочно-носочные изделия. Запах сбивает с ног, а к горлу подкатывает тошнота. Удивительно, как люди могут работать здесь целый день? Но сотрудники цеха говорят, что работают не то, чтобы день, а десятилетиями. Привыкли, говорят. Я пошутила, спросив, дают ли молоко за вредность? Оказалось, не в бровь, а в глаз. Действительно, молоко дают. И кроме того, регулярно сотрудники красильного цеха проходят медицинский осмотр.

Покрашенные изделия перебираются в центрифугу. После нее носки нужно высушить. Их надевают на металлические формы ног, которые отправляются в печь. Показали нам и новое итальянское оборудование, которое не только высушивает носки, но и гладит их. Правда, и здесь мне не дали попробовать себя. Носки нужно надевать быстро и аккуратно, раскаленные формы - не для новичка.

Кстати, на фабрику может устроиться любой не лишенный интеллекта человек. Специального учебного заведения, где учат этому ремеслу, в Караганде нет, поэтому обучат на месте.

А мы добрались до последнего цеха, где пришиваются этикетки, изделия складываются в стопки и отправляются на продажу.

И тут наступил мой звездный час. Сначала мне позволили сравнивать носки. Несмотря на то, что машины запрограммированы одинаково, где-то могут быть небольшие погрешности. Поэтому на фабрике каждый носок сравнивается с ему подобным, чтобы покупатель остался довольным. Этикетки пришиваются как вручную на швейной машинке, так и на автоматическом итальянском оборудовании, к которому меня также допустили.

Увлекательно. Пару носков нужно сложить вдвое и подсунуть под датчик, который, уловив движение, автоматически пришьет этикетку с двух сторон. Главное, не оставить там руку. А в целом, я не могла оторваться. Это так успокаивает нервы. Правда, сотрудники фабрики надо мной посмеялись и сказали, что это интересно в первые полчаса, а когда весь день на ногах, а перед тобой мелькают тысячи и тысячи изделий, уже не так весело.

В целом, несмотря на небольшой фронт работы, мне хватило. За несколько часов, проведенных в стенах здания, голова была как чугунок от бесконечного шума. Да еще запах так и стоит в носу, как вспомню красильный цех.

Каждый раз я понимаю, что во всех без исключения профессиях есть сложности, в силу которых я бы не смогла, а вот эти люди, которые трудятся на мусорных площадках, улицах, в автобусах и фабриках нашего города - смогли!

Алиса ВОЙТАШЕНКО, фото Екатерины СКОРНЯКОВОЙ 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях