#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 ноября
23 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(272)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Отравление - за двести тенге, доказательство - за две тысячи

nasha-yarmarka.kz

Как пояснил Жаслан Болатович, отправной точкой конфликта стало обращение одной карагандинской семьи с жалобой на некачественные семечки. 

— Родители купили детям семечки в глазурной оболочке — товар привлек внимание малышей своей яркой раскраской. Все, наверное, видели эти разноцветные зернышки, упакованные в пакетики и продающиеся в любом магазине, — рассказал Жаслан Айтмаганбетов. — Так вот, отведав это лакомство, оба ребенка тем же вечером слегли с температурой, тошнотой и рвотой. Поскольку всю остальную пищу ели всей семьей, а семечками угощались только двое младших детей, взрослые стали грешить именно на зерна подсолнечника. Папа ребятишек принес к нам остатки продукта в кулечке, рассказал, в каком магазине был куплен товар. Мы взяли чек и отнесли пакетик с содержимым на экспертизу в лабораторию департамента. Однако за свои услуги санврачи госучреждения запросили плату.

Узнав об этом, родители отравившихся детей отказались от дальнейших разбирательств и от своих претензий к производителю. По словам правозащитника, их можно понять: цена пакетика глазурированных семечек — около двухсот тенге, а за экспертизу семья должна была выложить две тысячи тенге и потом еще долго ходить по судам. Поэтому весь пыл наказать производителей за некачественный товар, предотвратив тем самым возможные дальнейшие отравления у детей, у них тут же улетучился.

— Обидно то, что дело о семечках было почти стопроцентно выигрышным, — подчеркнул Жаслан Айтмаганбетов. — Нужно было лишь сделать экспертизу, произвести контрольную закупку и взыскивать с предпринимателя возмещение вреда на основании того, что товар был некачественным и небезопасным для здоровья. В данном случае необязательно было даже иметь на руках медицинское заключение. То есть, чтобы доказать, что продукт не отвечает действующим в Казахстане нормам и требованиям, не обязательно нужно травиться, достаточно провести экспертизу и уже с ее результатом идти в суд и доказывать, что тебе продали некачественный товар, на основании чего добиваться наказания недобросовестных производителей и возмещения морального вреда. В случае с цветными семечками именно так мы и планировали действовать, однако в департаменте не смогли или не захотели договориться с лабораторией о проведении анализов на бесплатной основе, сославшись на то, что люди к врачам не обращались и подтверждения о пищевом отравлении и степени причиненного вреда здоровью не имеют. Хотя, как я уже говорил, в данном случае это было и необязательно. В общем, ситуация с семечками повисла в воздухе. Осталось невыясненным, какие вредные вещества в них находятся, насколько они опасны для здоровья и кто станет следующей жертвой пищевого отравления.

Айтмаганбетов подчеркнул, что официального ответа из департамента по защите прав потребителей пришлось ждать две недели — и это, находясь в одном городе и имея под рукой все современные средства связи.

— Хотя до этого времени именно представители переименованного и перепрофилированного ведомства ходили за нами и уговаривали о сотрудничестве, — подчеркнул Жаслан Болатович. — Мы пошли им навстречу, согласившись работать с каждым обратившимся к ним потребителем, хотя для нас это получается весьма накладно, поскольку никакого субсидирования от государства мы не получаем и живем за счет собственной прибыли, которую на семечках, как нетрудно понять, не заработаешь. И вот результат: как только потребовалось то самое взаимодействие, о котором так много было сказано, нам тут же отказали.

Руководитель общества "Гарант" заострил свое внимание на том, что даже в условиях моратория на проверки потребителям нужно и можно помогать, если подходить к вопросу грамотно.

— Да, государство не может сейчас вмешиваться в деятельность бизнеса, контролирующим органам запрещено проводить проверки, но это не значит, что все должно быть пущено на самотек, — подчеркнул Жаслан Болатович. — Есть, в конце концов, негосударственные организации, стоящие на страже интересов людей, есть средства массовой информации, через которые можно предупреждать население. К примеру, мы сейчас боремся за то, чтобы люди проявляли сознательность, отстаивали свои права и гражданскую позицию. К сожалению, по большей части они пассивны и аморфны. Даже те, кто обращаются к нам за помощью и защитой, не настроены на активные действия. Многие хотят просто оставить заявление и ждать результата. Мы согласны поддержать их, готовы переломить ситуацию неверия в справедливость, но для этого необходимо понимание проблемы со стороны госструктур — того же департамента по защите прав потребителей. 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях