#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 декабря
23 декабря

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(304)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(49)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(342)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(44)

Не держите слово – закрывайте автопарк!

sobytiya.kz

Одному из местных СМИ директор автопарка №3 Артур Григориян заявил, что все условия меморандума выполнены. По его словам, они закупили 130 новых автобусов, повысили зарплату водителям и кондукторам на

9,2 процента за три года. Это ниже уровня инфляции. Вот и все, чем может похвастаться главный перевозчик города.
На покупку 130 новых автобусов в нынешнем году автопарк №3 потратил 3,2 миллиарда тенге, которые взял в кредит. По подсчетам, каждый автобус в среднем обошелся в 123 тысячи евро. На сайте одного из российских дилеров цена за автобус YUTONG ZK6118HGA – 95,5 тысячи евро. Автопарк покупал автобусы оптом и должен был получить скидку. То есть автобусы куплены по завышенной цене, разница –  27,5 тысячи евро на каждую машину. Также в 2011 году автопарк №3 закупал новые автобусы марки MAN Lions, стоимость которых, согласно сайтам дилеров, от 300 тысяч евро. Тогда перевозчик тоже взял кредит в банке по государственной программе «Дорожная карта бизнеса – 2020». Остальные деньги в новую технику вложили из своих средств.

Согласно обсчету пассажирского потока устанавливаются планы наличной выручки каждому маршруту отдельно. План постоянно повышается. Чаще, чем растет зарплата.

– Из-за плана у нас зарплаты толком нет! Один день не сдашь – не получишь премию в 40 тысяч тенге, а отработанные часы посчитают по минимальной ставке. Сейчас, когда мы не набираем план, докладываем из своего кармана. Чтобы получить 80 тысяч тенге, я отработала в прошлом месяце 26 дней по 12–14 часов! У нас не засчитывают часы, когда мы едем на начальную остановку, принимаем и сдаем автобус, моем его, возвращаемся в парк, – рассказала кондуктор автопарка №3.

Между тем Артур Григориян сообщил, что у автопарка колоссальная нехватка водителей и автобусов:

– Из-за невозможности повысить зарплату мы потеряли более 140 водителей, 160 кондукторов, 40 ремонтных рабочих. Буквально вчера рассказывали: водитель, который от нас ушел, работает теперь экспедитором, делает в день два-три рейса и получает 180 тысяч. Человек выбирает место, где хорошо платят.

Однако вряд ли водители и кондуктора уходят только из-за зарплаты. Многие недовольны невыносимым графиком работы, установкой необоснованного плана, штрафами за его невыполнение. Вот где г-ну Григорияну надо искать проблему текучести кадров.

 

Филькина грамота?

Дабы не быть голословными, «СОБЫТИЯ» нашли «Меморандум о взаимном сотрудничестве в вопросах осуществления пассажирских перевозок в городе Караганде», который был заключен в 2010 году в преддверии повышения стоимости на проезд с 30 до 50 тенге. Под ним стоит подпись нынешнего главы региона Бауржана Абдишева, занимавшего тогда должность градоначальника. Остановимся на основных пунктах и посмотрим: что выполнено, а что нет.

В первом пункте меморандума сказано, что автопарки в случае повышения цены до 50 тенге не имеют права требовать субсидий. Однако нынешним летом в письме в отдел ЖКХ перевозчики пишут: «…просим временно, до увеличения тарифа и выплаты субсидий, сократить количество графиков и внести изменения в расписание движений автобусов».

Также в документе сказано, что акимат разрабатывает график движения маршрутов до 23:00, а автопарк обеспечивает соблюдение расписания. Это один из главных пунктов меморандума, на котором делала акцент при предыдущем повышении тарифа местная власть. Журналисты «СОБЫТИЙ» не так давно провели эксперимент и посмотрели, какие автобусы ходят допоздна. В результате рейда выяснилось, что после 22 часов из центра города уже не уедешь на общественном транспорте.

Еще один пункт меморандума, который требует внимания: «Перевозчик обеспечивает культуру обслуживания пассажиров: не допускает курения в салоне автобусов, грубого отношения к пассажирам, разговоров по мобильным телефонам водителями; объявляет остановки; одевает в единую форму водителей». То, что этот пункт не выполняется перевозчиком, ясно, как майский день. Остановки объявляют только на некоторых автобусах автопарков №3 и 5. У автопарка №2, «Армана», «Манаса» и других о таком счастье можно лишь мечтать и слышать только истеричные крики кондукторов: «16-й» и «Луговая» есть на выход?». Курение, как и разговоры по мобильным телефонам, продолжаются по сей день. Водители в погоне за планом устраивают между собой гонки.
Если вы помните, несколько лет назад автобусная бригада автопарка №3 была одета в единую форму, а сейчас даже у них некоторые кондуктора одеваются неопрятно. Ко всему прочему хочется добавить, что билеты не выдают на многих маршрутах.

Проанализировав ситуацию с общественным транспортом, легко можно прийти к выводу, что автопарки не выполнили условий меморандума. Это означает, что им стоит повременить с требованием повышения цены или акимату предпринять действия против них.

 

Госавтопарком по тарифам

Перед подписанием меморандума из уст бывших акимов города и области, чиновников прозвучало немало громких слов по адресу перевозчиков. Чтобы освежить память, мы провели небольшой мониторинг обещаний чиновников, опубликованных в СМИ.

– Нам, возможно, придется пойти на создание муниципального автобусного парка. А то наши перевозчики мало того что все время пытаются повысить стоимость проезда, так еще и сотни миллионов в виде дотаций требуют. Лучше уж эти деньги на новый автопарк пустить, – заявлял аким области Нурлан Нигматулин в апреле 2008 года.
Уже в июле того же года власти города объявили о заключении соглашения с южнокорейскими компаниями «Койф» и «Дайти» о создании муниципального автопарка, которое было подписано 31 мая.

В январе 2011 года аким области Серик Ахметов вновь отчитал за плохую работу автопарки города и грозился создать государственный автопарк.

– Меня не интересуют ваши трудности! Почему не выполняете обязательств по меморандуму? Вы же ходили ко мне, просили повысить тариф. Говорили: «Дайте только тариф, дайте только возможность». Не выполняете меморандум – закрывайте автопарк! Иначе выделим бюджетные средства, приобретем 500 автобусов и откроем свой. Все ваши водители перейдут на новое предприятие, а вы останетесь с носом. Если автобусный парк №3 не выполнит обещаний, он уйдет с рынка! – гневно стучал кулаком по столу Серик Ахметов.

В августе 2012 года первый заместитель акима области Габит Мухамбетов в очередной раз пригрозил перевозчикам расторжением договоров.

Обещания чиновников открыть муниципальный автопарк и расторгнуть договоры с нерадивыми перевозчиками можно перечислять до бесконечности. Получается, выход из сложившейся ситуации единственный – открыть государственный автопарк. В ситуации, когда частники постоянно ставят властям ультиматум, необходимо как можно скорее стимулировать конкуренцию и поставить на место нерадивых частных перевозчиков.


Банкротством по шантажу

На сегодняшний день в Караганде все перевозчики частные. Между тем в стране уже имеется опыт создания муниципальных автопарков. К примеру, в Алматы такой проект успешно реализуется. На эти цели из бюджета было выделено 300 миллионов тенге. В автобусах установлены валидаторы, куда пассажир кидает деньги и отрывает билет. Водителю нет необходимости соревноваться с другими автобусами, чтобы выполнить план. Кондукторов нет, соответственно, исчезает еще одна проблема – хамство. В салонах установлено видеонаблюдение, что помогает определить реальный пассажиропоток. График движения соблюдается полностью.
Карагандинским властям пора показать, кто в городе хозяин. Набраться смелости и создать муниципальный автопарк либо жестко наказать перевозчиков за нарушение тендерных договоров. Народ должен знать и видеть, что у акимов кишка не тонка.

Кстати, в одном из последних интервью руководство автопарка №3 местным СМИ сказало, что предприятие находится на грани банкротства.

– Скоро наступит 25 сентября, а у нас средств для уплаты налогов нет. Сумма немалая – 56–60 миллионов тенге. Если не окажется средств на счете, то будет применен закон о банкротстве. Что значит банкротство? Предприятие останавливается, все распродается и выплачивается этот налог, – говорит финансовый директор автопарка Марал Жакыпбаев. – За нами 1500 человек. Если завтра мы обанкротимся, все без работы останутся.

То есть вопрос о создании муниципального автопарка сам по себе практически решен. Находящийся на грани банкротства автопарк №3 государство могло бы выкупить за долги перед бюджетом. И продолжить работу на маршрутах.

Есть и другой вариант решения проблемы – без создания муниципального транспорта. Он заключается в тотальном контроле за деятельностью частных перевозчиков. И тогда с пассажирским транспортом Караганды будет наведен порядок.

 

Серикжан МАУЛЕТБАЙ 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях