#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 ноября
22 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(43)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(268)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Завершился блог-тур «Жанаозен. Глазами очевидцев»: Мифы и реальность

«BaigeNews.kz»

Завершился блог-тур «Жанаозен. Глазами очевидца», который состоялся по приглашению пресс-службы Премьер-министра Казахстана. Группа блогеров и журналистов прибыли сначала в Актау, а затем в город Жанаозен Мангистауской области.

Первая встреча в рамках организованного блог-тура состоялась с только что назначенным акимом Мангистауской области Бауржаном Мухамеджановым. Глава региона рассказал блогерам и журналистам о задачах, поставленных перед ним Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. В первую очередь, это нормализация ситуации в Жанаозене и в целом Мангистауской области, проведение электоральной кампании, развитие малого и среднего бизнеса. Бауржан Мухамеджанов отвечал на любые вопросы журналистов, даже самые провокационные. Так, он дал оценку действиям полицейских в опубликованном скандальном видеоролике.

- Я видел этот ролик и видел другие ролики. Не хочу не защищать, не осуждать. Если сопоставлять все видео, то контекст несколько другой. Там видно, что идут с щитами полицейские, люди кидают камнями и здесь начинается стрельба. Я видел и другие ролики , которые показывают с этой стороны. Глава государства встречался с полицейскими, они рассказали ему всю хронологию событий. Эта толпа сметала на своем пути всех, там были дети и учителя. Их успели вовремя увести. Разве это трезвые нормальные люди? Вы бы понеслись туда? Вы будете сжигать елку? Полицейские воспрепятствовали. В них начали кидать камни, заточки пошли. Там был заместитель начальника ГУВД, я видел эти кадры на ютубе, ему показывают жесты, его начинают пинать, потом бьют по голове. В этот момент загорается здание акимата. А что остается делать? Вы представляете? Сейчас можно осуждать полицейских.

Бауржан Мухамеджанов в течение 4-х лет возглавлял Министерство внутренних дел и дает четкую оценку действиям полицейских. За рубежом действия зачинщиков карались бы куда строже. Сразу несколько статей инкриминируют организаторам беспорядков: посягательство на собственность, кража, мародерство, нападение на сотрудников правоохранительных органов, нападение на государственные органы, нанесение телесных повреждений. И это еще не все. Теперь полуразрушенный город нуждается в полном восстановлении инфраструктуры. Миллиарды тенге, которые могли быть растрачены на строительство детских садов, школ, больниц, будут направлены на обеспечение жизнедеятельности города.

После встречи с руководителем региона блог-тур продолжился в Жанаозене. Здесь у журналистов и блогеров появилась реальная возможность увидеть все своими глазами, проверить все слухи и мифы, пообщаться с очевидцами событий. Последние отказывались говорить о прошедших событиях, либо просили не называть их имен и фамилий. Первыми пострадали сотрудники акимата, которые готовили сцену к готовящимся торжествам. О том, что происходило на площади они рассказывают неохотно.

- Вообще 16 декабря мы по плану концерт организовали, у нас было молодежное шествие, студенты школьники около 1500 человек. Мы пришли на площадь, там как раз все (массовые беспорядки – прим.) начиналось, мы отпустили их по домам. Когда все это уже началось, мы были на сцене. Увидев, мы сразу поехали на работу. И за происходившими событиями мы наблюдали из окна. Мы это все увидели, и из заднего входа начали бежать, нас было 7 человек сотрудников. Те, которые не успели выйти со второго этажа, прыгнули, это три человек. Одна до сих пор находится в больнице со сломанной ногой, двое уже вышли на работу. И когда загорелся акимат, нас там уже не было, - рассказал Танат Жолдыбаев, начальник городского отдела внутренней политики г.Жанаозен.

Сразу же после этих событий в город Жанаозен отправились несколько съемочных групп и журналистов. В организации съемок им помогала тогда еще советник акима Мангистауской области Жанна Ойшыбаева.

- Мы с утра отправили туда журналистов из Актау. Они стали мне звонить и говорить, что им сложно работать, что бастующие угрожали журналистам разбить камеры и головы им. И потом я им сказала: «Лучше возвращайтесь, мало ли что сейчас, мне за вас отвечать». Только они уехали и тут все началось. Я начала звонить сотруднице акимата, никто трубку не берет, и она мне говорит: «Как я возьму трубку? Акимат сгорел, я спрыгнула со 2 этажа, 2 заместителя акима и спрыгнули со 2 этажа. Одна сломала ногу. Они побежали, оставили все вещи. Сейчас мы сидим в РУВД».

После журналисты вернулись в Актау, и прибыли в Жанаозен уже 17 декабря.

- Мы приехали в 6 утра в Жанаозен: везде перевернутые машины, бастующие еще ходили в своих робах. Мы приехали туда, там были 4 автоматчика, они отказались нас сопровождать, я вытребовала СОБР. И мы поехали в больницу. Мы вышли, собрались пройти в скорую помощь, и тут толпа бастующих пошла на нас. Я быстро посадила в машину журналистов. Мы хотели поехать на площадь, как раз начинало светать. Там, говорят, опять собрались бастующие. И не поехали. И я на свой страх и риск, под свою ответственность, вывела на площадь. Ходила за операторами, говорю – «возвращайтесь!». Забастовщики быстро сгруппировались и поняли, что я руковожу процессом. Мы ехали и справа встали 5-6 машин и стали закрывать нам проезд направо, сделали искусственный затор. 2 машины стали отчленять меня от кортежа. В итоге 2 машины остались сзади. В этот момент кто-то сдал знак бастующим, и они побежали перекрывать дорогу. Хочу сказать, что у них все было организовано. Мы туда приехали и они стали кидать в нас камни и сурики зажигательные из какой-то краски, от которой провода машины быстро сгорают. СОБР вышел и вынужден был стрелять в воздух. У моего водителя началась паника: «В нас кинули сурик, мы сейчас взорвемся». Это все на моих глазах происходило. Тут кинули бутылку с зажигательной смесью. У нас было сзади пространство, мы быстро-быстро развернулись и уехали. На самом деле я чуть не погибла. Это могло произойти в 2-3 секунды, - рассказала советник акима Жанна Ойшыбаева, экс-советник акима Мангистауской области.

По прибытию в Жанаозен группа блогеров и журналистов посетила сгоревшие объекты. Напомним, в ходе массовых беспорядков в городе пострадали 46 объектов

Если посмотреть по карте, то в основном, они находятся на территории площади «Тауелсиздик». К слову, в сюжетах и информациях некоторых СМИ ее называли площадью «Ынтымак», не проверяя данные. Хотя каждый житель Жанаозен знает, что такой площади в городе нет.

Первым пострадавшим объектом стал городской акимат и его структурные подразделения. По предварительной оценке нанесенный материальный ущерб составил 769,5 млн тенге. Сейчас там ведутся работы по вывозу мусора и восстановлению здания. Временный акимат пока расположен на территории физкультурно-оздоровительного комплекса. Следом, пострадали здания гостиницы «Аруана», здание «Озенмунайгаза» и прилегающие здания. Уже сейчас нанесенный ущерб оценивается в 1,9 млрд тенге. Из них в 1,1 млрд тенге оцениваются 3 объекта «АО «РД «Казмунайгаз». В сгоревшем головном здании «Озенмунайгаз» журналисты и блогеры встретились с только что назначенным председателем правления АО «РД «Казмунайгаз» Аликом Айдарбаевым, который прибыл в Жанаозен, чтобы осмотреть здание и встретиться с уволенными сотрудниками. Свою вину в произошедшем руководители АО «РД «КМГ» не отрицают.

- Часть вины за ситуацию и мы принимаем за произошедшее. Основная ошибка заключается в том, что недостаточный был диалог, но ошибка с той стороны тоже есть. Здесь ошибку надо признавать. Президент дал оценку, некоторые люди понесли наказание. Но сейчас не время посыпать нам всем голову пеплом. Надо работать. Мы сегодня по поручению Президента будем искать новые пути по созданию новых рабочих мест и по трудоустройству этих людей. Самое главное мы сейчас будем, за все это время многих руководителей не обучали, не проводили семинары, как вести себя с рабочими, что бы не быть грубыми и вести идеологическую, воспитательную работу. Раньше на эти нужды в компании средств не выделяли, всевозможные оптимизации затрат, сравнивание показателей по затратам привели к тому, что многие необходимые вещи в компании не делались сейчас это будет восстанавливаться, - рассказал Алик Айдарбаев, председатель правления АО «РД «КазМунайГаз».

Рассказали и о социальных льготах сотрудников нефтяной компании. На каждого рабочего общая сумма за год превышает 1 млн тенге – это питание, спецодежда, отдых в лагере для ребенка.

Кроме крупных предприятий пострадали и бизнесмены небольшой компаний. В том числе, небольшой киоск Владислава Кима. Это единственный заработок для небольшой семьи, поэтому они рассчитывают восстановить магазинчик и распахнуть двери для покупателей.

- У меня был продуктовый магазинчик, товаров в нем было примерно где-то общая сумма от 3-4 миллионов, потому что я делала запас на Новый год, потихоньку набирал товары, это все сгорело. Сразу нам 16 декабря сказали закрыть магазин. Приходили прохожие люди и говорили, лучше закройтесь и не открывайтесь. Это говорили 16 декабря и 17 декабря тоже сказали, лучше не открывайтесь. И 17 декабря уже вечером подожгли. В четвертом микрорайоне ничего такого не было, а вот, в основном, в третьем микрорайоне. Мы жили за счет этого магазина. Средств хватит только на месяц и надо стараться как-то восстановить этот магазин. Может, дадут мне кредит. Назарбаев приезжал, он сам сказал, что все будет хорошо, что вопросы будем решать. С местного акимата говорят, подождите пока. Планирую восстановить магазин в ближайшее время.

Помочь вот таким пострадавшим предпринимателям власти обещают в самое ближайшее время. В данный момент разрабатывается источник финансирования.

Цены на продукты, кстати, не сильно отличаются от столичных. Стоимость некоторых групп товаров даже дешевле. Цена объясняется тем, что все продовольствие завозится с других регионов. Это развенчивает еще один миф о стоимости продуктов. Цены средние по республике.

Воскресный день развенчал многие мифы и слухи, которые муссируются в интернете. В этом плане мне понравилась статья Алишера Еликбаева «Великая. Отечественная. Информационная». Автор рассказывает о своей поездке в Жанаозен, в ходе которой многие слухи не подтвердились. Вот только в этом, как оказалось, нуждались далеко не все.

«Им не интересны были наши сообщения оттуда, да и по большому счету им было по фиг на тех, кто там погиб и на какой стадии там решение проблемы. Одним важно, что их не взяли и «кто такие эти блогеры и за какие заслуги их брали». Другим, что кто-то может опровергнуть их «достоверную» информацию о сотнях сожженных трупах, о пыточных в подвале ГОВД. Точно так же с пристарстием интерпретировалась и наша информация». – говорит Е.Еликбаев.

Блогеры и журналисты на месте проверяли каждый миф, который обсуждается на интернет-ресурсах. В том числе, и о сжигаемых телах. Журналисты и блогеры побывали в морге и поговорили с местным патологоанатомом. Во время массовых беспорядков погибли 16 человек. Большую часть тел вернули родственникам для захоронения. Крематория и «десятков трупов» обнаружено не было.

Блог-тур продолжила Жанаозенская городская больница. О том, что сотни пострадавших нуждаются в переливании крови, здесь слышат впервые. Нехватку крови в больнице не испытывали.

- Кровь поступила в первые 6 часов со всей республики Казахстан. Привезли спецрейсом, у нас были свои запасы, а потом было массовое поставка. На данный момент у нас есть 200 доз плазмы и крови всех резус-факторов и групп. Больные нуждались в переливании крови в хирургических и травматологических отделениях, - рассказала Раушан Жапарова, заместитель директора Жанаозенской городской больницы.

Всего раненых во время беспорядков в больницу поступило 35 человек, 11 из них до сих пор находятся в больнице. Журналистам и блогерам разрешили самостоятельно передвигаться по палатам и разговаривать с потерпевшими.

- Я поступил 16 декабря. Я пришел на площадь на концерт. Начали бежать люди, прозвучали выстрелы, все начали бежать, и я побежал. Мой диагноз – 2 сквозных пулевых ранения в руку и брюшную полость. Говорили, что концерт будет хороший, я и пошел. Я не видел, кто в меня стрелял, люди бегали. Кто меня отправил в больницу, я не знаю, там люди ходили и вызвали скорую, - сообщил Бекмурат Турашев.

- У меня сквозное ранение в легкое. Я в событиях не участвовал. Это произошло вечером возле дома. Кто стрелял, я не знаю, было уже темно, часов 8. Я вышел во двор покурить, живу в доме. Сам я безработный, по образованию плотник. Я не помню, кто меня привез. Родные даже и не знали, их дома никого не было. Тех, кто устроил беспорядки, я не поддерживаю. Ко мне милиция приходила, заявление я не писал, я же не видел, кто в меня стрелял, - рассказал журналистам Токтамыс Бегалиев.

Интересовались блогеры и лекарственным обеспечением больницы. Гуманитарная помощь поступала со всех регионов республики. Основные лекарственные препараты, в которых нуждались в больнице – это обезболивающие, перевязочные материалы, шприцы, спирт.

Одной из самых интересных стала встреча с комендантом города Жанаозен Аманжолом Кабыловым. Журналисты активно задавали интересующие их вопросы, которые обсуждаются на интернет-сайтах.

По сообщению А.Кабылова, в настоящее время полиция в качестве свидетелей массовых беспорядков в Жанаозене ищет очевидцев, снимавших происходящее на видео.

Как сказал комендант, в качестве свидетелей разыскиваются и авторы известного в интернете видео, снятого из окна одного из местных домов.

«Женщины пока не установлены. Примерно установили адрес, дома никого нет. Может быть, они выехали в Актау», - сказал А.Кабылов.

Кроме того, по словам А.Кабылова, полиция хотела бы увидеться с операторами телеканалов Стан-ТВ и К+, оказавшимися на месте событий.

«Благодаря этим корреспондентам СТАН-ТВ и К+, что они находились в толпе, не со стороны полиции, а со стороны тех, кто нарушает общественный порядок, мы увидели многих зачинщиков», - сказал комендант.

Однако с момента событий журналисты не выходят на связь.

«Генпрокуратура направляет повестку за повесткой», - добавил А.Кабылов.

Операторы оказали большое содействие в поиске организаторов массовых беспорядков.

Сейчас на месте массовых беспорядков работает Генеральная прокуратура.

- Не озенская полиция, не актауская, здесь работает 10 оперативных групп. Все вопросы, касающиеся расследования, все делопроизводство ведет Генпрокуратура. Потому что местная полиция идет как свидетели и потерпевшие. Работает Генеральная прокуратура из Астаны, чтобы все было объективно, - сказал А.Кабылов.

Интересные факты о 16 декабря рассказал начальник ГУВД г.Жанаозен Мухтар Кожаев.

«Они (хулиганы – прим.ред.) сами начали. Это зафиксировано всеми видеозаписями. Все началось с нападения на молодежное шествие, когда колонна людей пришла на площадь. Они хотели убрать студентов оттуда», - сказал М.Кожаев.

По словам М.Кожаева, когда начался концерт и артисты начали петь, колонна полицейских удерживала оцепление в течение часа.

«Их «УАЗ» с номером 401 зафиксирован. Заехала машина с продуктами, они хотели ее перевернуть, мы с другой стороны сдерживали эту машину. В этот момент они прорвали наше оцепление, были забиты несколько сотрудников. Когда мы хотели их оттеснить, в нас полетели бутылки, булыжники, арматура», - рассказал в интервью блогерам глава ГУВД.

По его информации, тогда свыше 30 сотрудников полиции получили телесные повреждения, один заместитель начальника ГУВД до сих пор находится в тяжелом состоянии.

«Потом они начали жечь автобус. Нам пришлось отступить, потому что у многих не было табельного оружия. Мы отошли в ГУВД, к нам начали поступать звонки - вызовы о том, что поджигают акимат, здание «ОзенМунайГаза», юрты, а там находятся живые люди. Нас начали просить о помощи. В юрте осталась наша сотрудница, она позвонила с сотового телефона и сообщила, что ее хотят сжечь живьем. И все начали просить о помощи», - пояснил глава ГУВД города.

По словам полицейского, тогда была вероятность нападения на здание ГУВД, и у полиции было 2 варианта: спасать людей или охранять ГУВД. Пришлось разделиться.

«Хулиганы начали избивать нас, приставать к водителям, которые находились там, на площади. Звонков было много на «02». В акимате оставались аким города и его заместители. Мы, когда отступали уже, слышали звуки выстрелов. В основном они вооружались, молодежь только потом присоединилась к бастующим. Среди них были люди старше 40-50 лет. Молодежь смотрела на них и начала. Когда мы пошли, нас уже встретили около 3 тыс человек. Нас было около 100 человек», - сказал М.Кожаев.

По его словам, на полицейских начали нападать со всех сторон, сбоку кидали камни, кирпичи. М.Кожаев отметил, что есть видео, когда стреляют из обрезов и пистолетов, и где видны простреленные полицейские щиты.

- Потом кто-то начал кричать, что у нас холостые патроны. Не было никакой команды открывать огонь. Каждый сотрудник, начавший стрелять, руководствовался законом правоохранительных органов, который разрешает открывать огонь при нападении и задержании преступников, - подчеркнул глава городской полиции. - Никто ни в кого не целился. Может быть, рикошетом попало в мирных людей. Не было снайперов. У милиции даже нет снайперского вооружения», - резюмировал М.Кожаев.

Мифы касательно комендатуры города Жанаозен в глобальной сети обсуждаются активно. Говорят, в основном, о пытках и избиениях в камерах временного содержания. Чтобы свести эти обсуждения на «нет» комендант города Жанаозен Аманжол Кабылов предложил представителям блог-тура «Жанаозен. Глазами очевидца» побывать в камерах, гаражах и подвалах комендатуры. Ничего подобного там обнаружено не было. 26 декабря в камерах находились 16 задержанных по подозрению участие в беспорядках.

Сегодня в Жанаозене жизнь течет в мирном русле. Здесь восстанавливаются сгоревшие здания, работники 2-ух предприятий занимаются вывозом мусора, работает Правительственная комиссия. Создано 7 различных подкомиссий, каждая выполняет работу своей отрасли. В течение 1-2 месяцев жители Жанаозеня будут обеспечены продовольственными товарами, этим занимается подкомиссия во главе с вице-министром сельского хозяйства Маратом Толибаевым. Остальные подкомиссии занимаются восстановлением сгоревших зданий. По разработанному плану объекты будут восстановлены и сданы в эксплуатацию весной 2012 года.
  

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях