#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 ноября
23 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(272)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Николай Бабенко: "Добиться результатов можно только коллективом"

Шайба.KZ

 Бывший генеральный менеджер "Сарыарки" Николай Бабенко рассказал о том, за счёт чего карагандинской команде удалось добиться успеха в дебютном сезоне в ВХЛ.

- Чем занимаетесь в данный момент?

- Давайте начнём с того, что поздравим болельщиков Караганды и Казахстана с тем, что команда показала очень хороший результат. То, что подарили такой праздник для карагандинского хоккея, эта заслуга Серика Ныгметовича Ахметова. Именно он, когда был акимом, пролоббировал вступление команды в ВХЛ. Также хочу сказать спасибо тренерам Андрею Павловичу Кирдяшову и Айдару Закирзяновичу Шигапову за то, что они откликнулись на мою просьбу возглавить команду.

В данный момент взял небольшую паузу, занимаюсь воспитанием детей, нужно привести мысли в порядок. Я думаю, потом буду двигаться в том же направлении, как и работал раньше.

- Расскажите, по каким причинам покинули "Сарыарку"?

- Я не хочу на этой теме заострять внимание. В Караганде состоялся суд. Всю информацию можно посмотреть на сайте этого суда. Скажу, что моё увольнение было признано неправильным. Хоккейный клуб "Сарыарка" обязали выплатить денежную компенсацию. Кто в этом виноват? Считаю, ответ на поверхности.

Когда я пришёл, передо мной поставили три задачи. Во-первых, надо было найти тренеров, во-вторых, собрать команду, в третьих, попасть в плей-офф. Вместе с тренерами все эти задачи мы выполнили. То, что произошло по увольнению, пусть это останется на совести тех людей, из-за которых пришлось покинуть команду.

- Извините за бестактность, ничего не утверждаю, но ходят слухи, что были какие-то махинации с чартерами.

- К денежным вопросам я никакого отношения не имею. Были три задачи, которые передо мной стояли. Есть службы, которые занимались всеми этими вопросами. Если я никогда не занимался чартерами и закупками формы, то никакого отношения к этому я не имею. Это всё не правда.

- Кто этим занимается?

- Там есть начальник команды. У каждого есть свои обязанности. Каждый за что-то отвечает. Я вам сказал, за что отвечал я. Мою работу пускай оценят болельщики.

- У вас были какие-то разногласия с директором клуба?

- Да, у нас были определенные разногласия. Ворошить сейчас, кто из нас был прав, а кто нет, я не хочу. Вопрос встал так, что мне нужно было защитить свои права, поэтому я подал в суд. Решение суда люди могут почитать. Если бы были, как вы говорите, какие-то махинации с моей стороны, я думаю, на меня тоже что-то было подано.

- Извини за такие вопросы, но просто спрашиваю как есть, чтобы не было недосказанности.

- Нет, нет. Вы можете задавать вопросы. Я думаю, просто это внутренняя кухня. Я хотел передать благодарность, обозначить, для чего меня приглашали, чтобы люди знали.

- Хорошо. Как было принято решение о вступлении в ВХЛ?

- Когда этот вопрос начал серьёзно рассматривать, было гарантийное письмо от руководства области, что у нас есть достаточно средств для вступления в ВХЛ. Когда Серик Ныгметович это письмо написал и направил туда, с этого всё началось и закрутилось. Конечно, я был заинтересован в том, чтобы зрители посмотрели немного другой хоккей, потому что я сам воспитанник карагандинской области и темиртауского хоккея. В интервью говорил, что моя задача заразить город хоккеем. Считаю, нам это удалось.

- Это была ваша инициатива уйти из чемпионата Казахстана в ВХЛ?

- Не то чтобы моя инициатива. Было видно, что команда топчется на одном месте. Хотелось новых ощущений, доказать, что клуб достоин занимать лидирующие позиции в российском хоккее.

- Почему бы не развивать свой чемпионат? Понятно, что сейчас там много недостатков. Пускай тогда завтра "Иртыш", "Арлан", "Арыстан" и "Бейбарыс" тоже уйдут в ВХЛ. Так будет проще всего, не надо ничего развивать. И что тогда будет?

- Я с вами согласен. Чемпионат Казахстана никогда не рассматривался как второстепенный турнир. Сейчас мы видим проблемы в сборной. Есть игроки, которые постарше и находятся на закате карьеры, а равноценной замены им не видно. Была задача, чтобы мальчишки не разъезжались. В Караганде очень хорошая школа. У ребят была бы реальная цель попасть в команду ВХЛ. Их переманивают тем, что там у них есть возможности поиграть в ВХЛ и КХЛ. Мы создали для них вторую команду, юниорскую, чтобы у них не было желания уехать из страны. Вот, пожалуйста, есть команда ВХЛ, которая представляет Республику Казахстан, играй, доказывай.

- Кто комплектовал состав команды?

- Состав команды мы набирали втроём: Андрей Павлович Кирдяшов, Айдар Закирзянович Шигапов и я. Решение о принятии нас было в мае месяце. Времени было очень мало. Нужно было до 10-го июля собрать боеспособный коллектив, чтобы мы могли выехать на сборы. Айдар Закирзянович занимался вратарями. Болельщики, наверное, оценили его работу. Вратарская бригада отыграла очень хорошо.

Мы с Андреем Павловичем занимались полевыми игроками. За это время мы стали не только партнёрами, но и хорошими друзья, у нас одинаковое видение игры. Когда собирали команду, на первую очередь выходили человеческие качества. Как видите, звёзд у нас не было. Были ребята, которые шли на конкретное место и знали наши требования.

- Почему в составе "Сарыарки" нету казахстанцев? Есть Максим Грязнов, который четвертый вратарь в команде, есть Максим Худяков, который играет мало. И всё. В седьмой игре финала играли одни россияне.

- Ну почему нету? Там есть Ильгиз Нуриев...

- Подождите. Какой Нуриев? Он россиянин. Ему просто дали казахстанский паспорт. Так не считается. Он не является воспитанником казахстанской школы хоккея.

- Понимаете, когда был развал хоккея, то целая плеяда игроков пропала. Это ребята 1988 года рождения и младше. Их нет в Казахстане. Их просто нету. Когда мы столкнулись с тем, что в составе должно быть шесть казахстанцев, это была очень большая проблема.

Кто более или менее играет, тот уже в системе "Барыса". Есть ребята, которые изъявили желание получить казахстанское гражданство. Они уже отыграли по два года. Это Ильгиз Нуриев, Максим Орлов, Дмитрий Громов и ещё несколько игроков.

Ещё раз объясняю. Игроки, которые более или менее способны усилить команду, все находятся в системе "Барыса". Мы знаем, что ценятся усть-каменогорские воспитанники. Там кузница кадров. Но у них уже есть команда ВХЛ. Они предпочитают играть дома.

Надо посмотреть, сколько ребят после этого успеха пойдут в секцию хоккея, какой это даст толчок. Сейчас начали показывать неплохие результаты мальчишки, которые ездили на юниорскую сборную. Из системы нашего клуба там выступали Иван Кинстлер, Евгений Королинский.

- Так это воспитанники хоккейного клуба "Казахмыс", а не "Сарыарка". Многие из игроков 1995 года рождения играют где угодно, в Рудном, Темиртау, Астане, но только не в Караганде, хотя они все являются карагандинцами. Даже в фарм-клубе от них отказались.

- Мы никогда от них не отказывались.

- Так в фарм-клубе тоже играют одни россияне.

- Почему? В ЮХЛ у нас играют все местные ребята. Со временем они буду играть на первенстве Казахстана, потом в ВХЛ. Не могу точно утверждать об этом, потому что я не работаю там, но задумка была такая. Нужно набраться немного терпения, 3-4 года и проблем со своими воспитанниками не будет.

Я не могу сейчас на эти вопросы отвечать, я не работаю уже в этом клубе. Передо мной ставилась задача, чтобы команда попала в число 16-ти сильнейших. Давайте эту тему по детскому хоккею не будем трогать.

- Хорошо. Потайчук, Антипин, Гловацкий, Цуканов - очень много хороших хоккеистов 1970 года рождения из Темиртау вышло. За счёт чего так получилось?

- Да, то все наши ребята. У нас был очень хороший тренер Борис Васильевич, который вложил в нас всю свою жизнь. Поэтому у нас всё так получилось. Вообще, 1970 год вышел очень урожайный в Казахстане. Можно вспомнить ребят из Усть-Каменогорска - Сагымбаева, Кряжева, Райского, Псарева, Шимина, Залипятских. Очень хороший год.

Когда сделали сборную из Усть-Каменогорска и Темиртау, мы занимали ведущие места в России. В Караганде ещё есть Алексей Гордин, работает там. Это все ребята 1970 года рождения. Мы болели хоккеем, любили своего тренера, поэтому так всё и получилось. Можно вспомнить Вову Антипина, Пашу Цуканова, Вадима Гловацкого, Андрея Потайчука, Валерия Шеститко. Я считаю, что очень много игроков из одного года поиграло на высоком уровне.

- Вам не удалось сыграть за сборную Казахстана?

- Мы играли по своему году за сборную Казахстана. Просто раньше это было немного по-другому, не рассматривалось как одно государство. Потом пришло время, надо было служить в армии, выдающимися результатами не отличался, отслужил год во Владивостоке. Вернулся, но желание играть не пропало. Добился того, чтобы меня взяли в Караганду, Темиртау, потом уехал в Тюмень.

- Расскажите, как попали в сборную России?

- Работал, работал. Повезло. Казахстанских игроков везде много. Мне очень помог Серёжа Могильников. Я приехал в Тюмень, мы в этот год вступили в МХЛ (Межнациональная хоккейная лига - прим.). Мне посчастливилось играть в одной тройке с ним. Очень помог мне в становлении как игрока. Играл и попал в сборную России. Своей карьерой я доволен. Просто я хотел больше заострить внимание на Караганде. Команда достигла таких успехов. Например, почему вы на задаёте вопрос - что будет дальше?

- Что же будет дальше?

- Сами как видите, как будут дальше развиваться события?

- Наверное, будут переманивать игроков в другие клубы.

- По большому счёту, нужно сохранить тренеров, усилить 5-6 позиций. И шагать дальше. Идти к Братине. Я думаю, всё немного будет по-другому. Во-первых, уйдут тренеры. Версии будут озвучены разные. Вплоть до того, знаете, как раньше объявляли в политбюро, по состоянию здоровья переведён на другую должность. Вот. Я знаю, почему так может произойти.

Во-вторых, уйдут ребята. Человек, наверное, 10-14. Я читаю в прессе, что руководство в "Сарыарке" очень сильное. Они проявят профессионализм и сумеют найти достойного генерального менеджера, который найдет достойного главного тренера, который соберёт команду, как это сделали мы, выступят ещё лучше.

Докажут, что на мне, Кирдяшове и Шигапове свет клином не сошёлся. Я считаю, при хорошем руководстве они добьются успеха. Время покажет. Это моё предположение. Просто я знаю немного больше.

Мне очень приятно, что после каждый игры плей-офф хоккеисты присылали SMS с поздравлениями. Они считали меня частичкой этой команды. Так оно и было. Реально, люди приезжали под нас. Они знали Бабенко. Они знали Кирдяшова. Они знали Шигапова. Они знали, что на нас можно положиться.

- Какой бюджет у "Сарыарки"?

- Скажу, что команда не бедствует.

- 18 миллионов долларов?

- Я считаю, что это не правда. Что я, что тренеры, мы люди хоккейные, мы в финансовые вопросы никогда не лезли.

- Понятно, что вы не знаете точных цифр, но вы же приглашали игроков на определённые зарплаты, подписывали с ними контракты.

- Считаю, "Сарыарка" примерно в первой десятке по бюджету.

- Каковы минимальные бюджеты в ВХЛ?

- У самых маленьких клубов, которые борются за выживание, миллиона 4 долларов.

- У средних клубов, получается, 8-10 миллионов?

- Нет, в среднем, думаю, около 6 миллионов долларов. Получается, у лидеров в районе 10-12 миллионов. А реальный бюджет знает только тот, кто занимается этим. Если бы был бюджет 18 миллионов, мы могли бы приглашать игроков совсем другого уровня, из КХЛ.

- Понятно.

- Я сейчас там не работаю, у меня за это голова не болит. Я переживал за тех тренеров и игроков, которых приглашал. Очень переживал за ребят, которых привезли мы. Кончился сезон. Я рад, что команда выполнила задачу. На момент моего ухода "Сарыарка" тоже находилась в лидерах.

Мы сделали очень большую работу. Посмотрим, что будет на следующий год. Руководство докажет, что не просто так считается сильным - выиграют Кубок Братины или дойдут до финала.

- В Усть-Каменогорске болельщики хотели бы видеть такого сильного менеджера, как вы. Хотели бы поработать в "Казцинк-Торпедо"? Там как раз меняется руководство.

- Я первый раз об этом слышу. В этой жизни нельзя ничего загадывать. Но на данный момент мне нужна пауза для того, чтобы немного переосмыслить то, что было достигнуто в этом сезоне. Когда человек почивает на лаврах, он останавливается в росте. Нужно думать, как ещё лучше делать свою работу.

- До "Сарыарки" вы вроде были генеральным менеджером "Рубина", так?

- Да, да. В Тюмени тоже был генеральным менеджером. У меня ещё была тренерская деятельность. Был вторым играющим тренером в Тюмени. Первым был Валерий Белов, который сейчас возглавляет "Ак Барс". Успел поработать тренером во второй сборной России, помогал Александру Сергеевичу Якушеву. Был главным тренером, по-моему, в 2006 году, когда сборная России выиграла Универсиаду в Италии. Так что такой путь. Попробовал себя тренером и генеральным менеджером.

- Может быть, вас генеральным менеджером сборной Казахстана?

- Там же есть свои люди в сборной Казахстана.

- Шуми Бабаев подаёт в отставку. Вы как раз были и хоккеистом, и тренером, и генеральным менеджером, за ваши плечами есть реальные результаты, ещё вы являетесь воспитанником Темиртау, свой человек.

- Я не знаю, насколько там сменят. Чтобы отвечать за результат, как я это делал в "Сарыарке", должен знать главного тренера. Ну неправильно, когда генеральный менеджер привозит игроков, а тренер не видит их в составе.

Если генеральный менеджер и тренерский штаб одинаково видят хоккей, как было в "Сарыарке", то тогда можно добиваться результата. Мне было очень комфортно работать с Андреем Павловичем Кирдяшовым и Айдаром Закирзяновичем Шигаповым. Нам всегда есть о чём поговорить, было что обсудить. У нас было очень много споров по игрокам. Составляли список игроков и шли к руководству обосновать, для чего они нужны. Считаю, у нас получилось неплохо.

- С Владимиром Антипиным общаетесь?

- Общаемся. Мы тут недавно, когда я находился в Караганде, собирались с воспитанниками 1970 года рождения, Вовы Антипина не было, ездили на могилу к нашему тренеру. Как раз оттуда звонили всем. Вова Антипин сейчас тренирует команду МХЛ в Новосибирске, приезжает в Тюмень, так что видимся. И с Вадиком Гловацким, со всеми.

- Почему все наши хоккеисты, которые когда-то выступали за сборную, теперь не работают в Казахстане? Тот же Владимир Антипин.

- Наверное, их просто не приглашают. А кто сейчас в "Барысе" будет главным тренером?

- Ищут пока.

- Я бы порекомендовал Андрея Павловича Кирдяшова. С удовольствием с ним поработал бы. Не находите, что "Сарыарка" чем-то напоминает московское "Динамо"?

- Может быть, есть что-то общее.

- Нету звёзд в команде. Но все ребята знают, чего хотят. Андрей Павлович умеет создавать коллектив. Этого у него не отнимешь. Все ребята относятся к нему хорошо. Он очень много времени с ними находится. Добиваться каких-то результатов можно только коллективом.

Когда есть коллектив, только тогда можно решать какие-то задачи. Кататься умеют все, бросать умеют все, делать упражнения определенные умеют все. А вот создать коллектив, чтобы все как один хотели добиться цели - это мастерство тренерского штаба.

- Ваш сын сейчас в Тюмени?

- Да, сейчас в Тюмени. Пригласили на сборы в МХЛ, хотя он очень молодой ещё, 1997 года рождения. Посмотрим, как дальше будет. Воспитывается в строгости, в хоккейной семье. Не повезло с папой (смеётся). Всегда вижу, где он не прав.

- В сборную Казахстана не хочет случайно?

- Знаете, были мысли. Я же не просто так переехал в Казахстан, чтобы год поработать и уехать. Перевёз туда семью, сыновей. Думал, очень долго там буду работать, потому что задачи были хорошие. Мало занять второе место, надо же ещё на нём удержаться. Посмотрим, как с этой задачи они будут справляться.

Теперь с семьей вернулся обратно. Надо же было два года отыграть в Казахстане. Этот год отыграл бы, а на следующий мог выступать за сборную. Я так и хотел. Но не получилось.

- Как думаете, по какому пути надо двигаться "Барысу"? Набрать легионеров и играть в финале Кубка Гагарина? Или же доверять казахстанским игрокам, но которые не могут решать таких задач?

- Моё мнение может отличаться. Там есть свой грамотный руководитель - Аскар Узакпаевич Мамин. Очень умный и дальновидный человек. Не знаю, какие задачи они сейчас будут ставить. Мне кажется, результат в "Барысе" и сборной делают примерно 10 человек. Казахстанцы, имею ввиду.

Можно было бы сделать команду 50 на 50. Ведущих игроков оставить, а третье, четвертое и пятое звенья обкатывать в ВХЛ. Тоже ведь вариант. Правильно? Можно было добиваться результатов и с "Барысом", и со сборной.

- Но уровень ВХЛ всё равно не тот, чтобы достойно играть в элитном дивизионе.

- Я думаю, для сдерживающих звеньев этого достаточно. Главное, у них должна быть игровая практика. Они должны быть лидерами в своих клубах. Они должны наиграться, а не сидеть на скамейке. У них должен быть игровой опыт. Я не считаю, что уровень ВХЛ настолько низок. Посмотрите, приезжают игроки из КХЛ, они не очень сильно и выделяются. Так что можно пойти по такому пути. Тогда не будет вопросов, почему в Караганде нету своих игроков.

- Читаете сайт "Шайба.kz"?

- Да, я читаю постоянно.

- Спасибо за интересную и открытую беседу. 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях