#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
08 января
07 января

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(311)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(51)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(376)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(47)

Календарь Касыма Аманжолова

Юрий ПОПОВ

Касым Рахимжанович Аманжолов оставил яркий след в современной казахской поэзии. Его стихи и поэмы популярны в народе, любители поэзии знают их наизусть. Часто поют песни Касыма Аманжолова, читают его стихи в аулах, чьи земли опоясывают сосновые боры Кентских гор. Если внимательно вдуматься в содержание живых слов, то в них можно обнаружить и кентские мотивы. Живописные урочища для Касыма Аманжолова притягательны еще и потому, что здесь его родина.

В Кентском лесничестве работал кто-то из родственников поэта. Возможно, это был старший брат Ахметжан? Касым добирался к нему, замирая от страха перед фигурами заколдованных окаменевших зверей. Лес был добрее. Он приветствовал мальчугана звонким пением птиц, ароматом хвои, свежестью созревшей смородины и малины. И, по-видимому, кентский лес запал в душу поэта на всю жизнь. Не случайно в 1932 году Касым учился в Ленинградском институте лесного хозяйства.

Необычайно трудно было разглядеть следы Касыма на тропинках аульного детства. Стертые временем, они терялись в глубине десятилетий. Биографы поэта редко писали о кентском детстве поэта. Дата рождения, место рождения указывались по-разному. Дочь поэта Дарига Касымовна, которая уже много лет собирает материалы для книги воспоминаний об отце, столкнулась с подобными трудностями. Отвечая на мой запрос, она сообщила:

"Почему приводятся разные сведения о рождении? Потому, что у казахов до революции не существовало календаря, к которому сейчас привыкли. В воспоминаниях старшего брата Ахметжана Рахимжанова говорится, что Касым родился в августе, на летнем стойбище Актайлак. Там текла река Кызыл. Но официально датой рождения Касыма Аманжолова приняли 10 октября, исходя из того, что, по словам матери, он родился осенью. Еще брат Ахметжан вспоминает, что1911 год был годом большого джута - падежа скота. В краткой биографии самого Касыма Аманжолова указано место его рождения - аул №7. В рукописи земляка и друга отца Мекебая Жазыбаева, хранящейся у нас, упоминается как место рождения аул №16. Мекебай Жазыбаев записал и имена моих предков. Род аргын каракесек, подрод кара. Основатель рода Уразкул имел 13 сыновей. От его пятого сына Акжола вырос внук Аманжол Алакошеков. Аманжол воспитал двоих сыновей Рахимжана и Атчабара. Рахимжан - это уже отец Касыма, имя его матери Айганша".

Все же мне удалось сделать хоть маленькое, но открытие в биографии поэта. Я обнаружил неизвестные факты из жизни отца и матери К. Аманжолова, которые сегодня впервые вводятся в научный оборот.

Немногие знают, что в 1898 году Департамент государственных земельных имуществ провел изучение хозяйственного уклада жизни казахов Каркаралинского уезда. Исследование вели специально подготовленные статисты, в том числе Д. Сатыбалдин и Е. Итбаев. Материалы, собранные экспедицией, были опубликованы в 1905 году отдельной книгой ("Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей. Семипалатинская область. Каркаралинский уезд. Том VI.", СПб, 1905). Мое внимание в книге привлек список хозяев аула №5 Темиршинской волости. Все 36 аксакалов, по именам которых и регистрировались аулы, указали своим родоначальником Уразкула из рода кара. Рахимжан Аманжолов в этом перечне тринадцатый. Его зимовка находилась у реки Кызыл, в 75 верстах от Каркаралинска. Как указано, аул был основан в 1858 году. Жители пользовались водой из колодца, известного в народе как Жакыбалакудук.

Аул Рахимжана Аманжолова был небольшим. В нем проживали пятеро человек, из них одна женщина. Без сомнения, это жена Рахимжана, еще двое - сыновья Ныгыметжан и Ахметжан. Пятого члена семьи указать не смогу. Вероятнее всего, это мальчик, так как Рахимжан указан единственным взрослым и работоспособным мужчиной аула. Сообщу еще, что на кыстау были землянка и летняя кухня. Держали двух лошадей, верблюда, 41 овцу с ягнятами. На зиму накашивали до 30 копен сена. У Атчабара Аманжолова - дяди Касыма - хозяйство было еще скромнее: лошадь, корова, верблюд и 29 овец. Среди своих соплеменников братья Аманжоловы богатством не отличались. Остальные хозяева пятого аула имели по 30-80 лошадей, 10-15 коров, 5-6 верблюдов. Некоторые занимались хлебопашеством. Из ближайших соседей Аманжоловых укажу Хасена Тлеубаева и Есенгула Дарабаева на реке Актайлак.

Касым родился в 1911 году, через тринадцать лет после экспедиционного обследования. На этот период в ауле Рахимжана произошли серьезные изменения. На летнем пастбище устанавливали три юрты, по числу жен Рахимжана. В одной из них с матерью Айганшой жил и Касым. Родословная Айганши почти неизвестна, как, впрочем, и вся ее жизнь. Из знавших Айганшу людей я отыскал в Караганде Бахтыбая Абеуова, 1915 г.р. Дальнее родство, уходившее своим началом в прошлый, а может быть, и в позапрошлый век, связывало его с матерью поэта. Очевидно, поэтому был он немногословен.

- Мои предки - прадед Оспан Тлеухожа, дед Абеу Оспанов, отец Орумбай Абеуов жили в урочище Калактас. Ныне это земли третьего отделения совхоза имени М.В. Фрунзе. От центральной усадьбы километров 80 в сторону гор Темирши. Где-то по соседству был и аул отца Айганши - Нарынжика. Как и мы, его жители принадлежали к роду кожа. Мать поэта два раза - в 1955-м и 1960 годах приезжала в Караганду. Останавливалась у нас. Конечная ее дорога лежала к местам аульного детства Касыма... Сам я тоже заходил в дом Аманжоловых в Алма-Ате, правда, уже после смерти поэта, навещал Айганшу. Видел обстановку, комнату, в которой работал Касым, где он многое написал и еще больше задумал...

Воспоминания Бахтыбая Абеуова вновь заставили обратиться к материалам переписи 1898 года. Сотни фамилий людей, давно ушедших из жизни, прошли перед глазами. Ещё раз пришлось убедиться, как хорошо знает и чтит казахский народ имена своих предков. Прадед Бахтыбая Абеуова - Оспан Тлеухожа - оказался родным братом отца Айганши Нарынжика Тлеухожи! Только эти две семьи из рода кожа значились в списке жителей аула №14 той же Темиршинской волости. По степным меркам, братья жили рядом. Разделяли их всего 10 километров. Нарынжик зимовал в долине Сары-Мойнак. Хозяйство весьма скромного достатка. Два десятка овец, два верблюда, четыре лошади, четыре головы крупного рогатого скота. В семье из шести человек работоспособными были двое. За лето мужчины накашивали до ста копен сена. В составе семьи и одна девочка, ставшая впоследствии матерью Касыма.

О детских годах жизни поэта имеются единственные воспоминания его ровесника Мекебая Жазыбаева. Он сообщает, что в округе аул Р. Аманжолова был одним из беднейших. Особенно положение семьи ухудшилось в 1918 году после смерти отца Касыма. Старшие братья Ахметжан и Ныгыметжан часто уезжали на заработки в Семипалатинск. Еще один брат, Тайжан, помогал соседям.

Касым рос бойким, живым, очень впечатлительным ребенком. Любил играть с ребятами в обычные детские игры: асыки, аксуйек, догонялки. В играх был справедлив, разрешал споры и разногласия среди сверстников.

Отличала его и хорошая память. Касым легко запоминал уроки, которые проводил в юрте учитель-мулла. Бывало, что дети не могли ответить на вопросы, и тогда Касым, даже если он был не в классе, а на улице, подсказывал товарищам. Дело обычно кончалось тем, что учитель заставлял Касыма повторять содержание рассказанного им урока.

Зима 1921 года была суровой, пало много скота. Бедняки стали уходить из аула в поисках работы. Ушли на заработки в очередной раз и старшие братья Касыма. За ними потянулся и он, одетый в поношенный полушубок, старую шапку - тымак, стоптанные калоши. Все имущество умещалось в небольшой дорожной торбе. С обозом темиршинцев подросток покинул родные края, совершенно не представляя, когда ему еще придется вернуться сюда, свидеться с матерью.

Отношения Касыма с матерью складывались непросто. Пожалуй, здесь следует заглянуть в книгу писателя А.И. Брагина "Прадеды и правнуки":

Мать Касыма Айганша овдовела совсем молодой - ей было года двадцать четыре, не больше. Не то, что семью прокормить, сама прокормиться не могла. Она вышла замуж, и уж как там случилось - и время было трудное, и обычаи жестокие, - но Касым в детстве остался не только без отца, но и без матери.

Прошли годы. Закончилась война. Касым разыскал мать, постаревшую и снова одинокую. Увез в Алма-Ату, в двухэтажный дом по улице Виноградова, заботился о ней до конца своих дней.

Следует привести еще один важный штрих в жизни поэта. Долгое время биографы указывали, что родина была оставлена Касымом в 1921-м или 1922 году. Но вот Дарига Касымовна разыскала Сеилхана Галеева, в прошлом работника Каркаралинского лесхоза. Тот припомнил, что в 1925 году был направлен на учебу в Семипалатинский педагогический техникум. Вместе с ним поехал и Касым, который поступил учиться в школу подростков. После ее окончания в 1927 году Аманжолов поступил в сельскохозяйственный техникум, откуда через два года перешел в педагогический техникум. По утверждению Галеева, первые стихи Касым поместил в стенной газете, которую он выпускал вместе с Атыгаем Шаниным.

Пришлось ли Касыму вернуться вновь в родной аул? Трудный вопрос. Вероятнее всего, больше он здесь не бывал.

Грохотали раскаты, смерч на юрты кидался,
И аул небогатый, словно пьяный, шатался.
Шквалы войлок срывали, И ломались опоры...

(Окончание следует)

Индустриальная Караганда. - 2011. - 14 мая (№ 54). - С. 5.
 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях