#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
15 февраля
14 февраля

ОПРОС

Карагандинцы, заметили ли вы повышение цен на продукты в супермаркетах?
  • Конечно. Уже ощутимо бьёт по карману;(172)
  • Не почувствовал/а разницы(1391)

Почему крупные концерты обходят Караганду стороной

Почему крупные концерты обходят Караганду стороной Изображение создано нейросетью
eKaraganda

Караганда – большой город с культурной историей, но достойного зала для больших концертов и шоу здесь нет. В Казахстан приезжают мировые звёзды, тур-листы которых обязательно включают Алматы, Астану, но Караганда часто проходит мимо. Есть ли у города шансы? Этим вопросом задалась корреспондент ekaraganda.kz. 

Сейчас в Казахстан заглядывают с концертами немало звёзд мирового уровня – и Дженнифер Лопес приезжала, и Backstreet Boys, и даже Мэрилин Мэнсон с Тилем Линдеманом, не говоря уже об исполнителях из ближнего зарубежья. В Караганду на День шахтёра пригласили Zivert, а по осени концерт дала Диана Арбенина. Караганда не так далеко от Астаны – и обычно наш город находится в списке следующим после столицы. Тем не менее концерты проходят где угодно – на спортивных аренах, в цирке, в ДК, но не там, где должны, а артистам и организаторам приходится подстраиваться под условия. Безусловно, можно отправиться и на крупный концерт в столицу – однако доехать туда и выстоять пробки, чтобы добраться до места назначения – задача не из лёгких.

Что теряет город, когда крупные артисты обходят Караганду? Деньги – а здесь и прибыль с билетов, прибыль у гостиниц, ресторанов, транспорта. Далее по списку – имидж, культурная привлекательность, стратегическая возможность.

Концерты есть, зала – нет

Где артисты и музыканты выступают сейчас? В основном в Центре бокса имени С. Сапиева, во Дворце культуры горняков, на ледовой арене, в концертном зале «Шалкыма», на открытых площадках, в барах, рок-клубах, городских кафе и ресторанах. Но эти пространства не проектировались под большие шоу.

В Караганде не первый год идут разговоры о большом концертном зале, который бы отвечал всем требованиям для масштабных шоу. Не первый год власти говорят: «нужно подкопить». Журналисты интересуются, на каком этапе судьба этого зала – потому что ещё в 2018 году в конкурсе определили проект, но он оказался слишком дорогим. Место для него есть, говорил аким области Ермаганбет Булекпаев – и оно даже определено на публичной кадастровой карте, но возводиться он будет на спонсорские средства, и важно, чтобы проект не стал долгостроем и не был заброшен.

Караганда – мимо крупных шоу

Организатор концертов и глава агентства Zeppelin Concerts Олег Ходыкин отмечает: крупный исполнитель, как правило, не адаптирует шоу под местные условия. Кроме того, речь идёт не просто о популярности звезды, а о масштабе аудитории, требованиях к площадкам и экономике шоу.

Говоря о концертах и шоу на стадионах, глава агентства Zeppelin Concerts добавляет: да, изначально эти площадки проектировались под спорт. Входные группы, безопасность потоков зрителей, заезд техники, монтаж сцены, условия для артистов – всё это зачастую не учитывалось. Поэтому концерты на таких локациях показывают: многое у нас держится на героизме организаторов, а не на возможностях площадки.

В Казахстане городами с самыми крупными площадками всё ещё остаются Астана и Алматы, хотя, например, в Актау, Атырау, Уральске, Шымкенте и других городах страны места для больших концертов тоже есть.

«И если мы рассматриваем залы до двух тысяч человек – в других городах есть крупные филармонии. Дворец Республики в Алматы, например, занимает лидирующее место. Центральный стадион Алматы тоже достойный – и пусть там недостаточно входов, парковочных мест, его можно адаптировать под большие концерты. Есть и ледовый комплекс Almaty Arena: здесь все металлические конструкции в помещении обработаны специальными растворами, которые гасят звук и снижают его отражение. Поэтому на такой площадке проходит много концертов, и она соответствует международным требованиям. При стройке арены все эти моменты учитывались. Площадки есть и в Астане: Астана-арена – одна из самых вместительных на данный момент международных концертных площадок: туда поместится больше тридцати тысяч человек. В Караганде таких не строили, и наш Дворец культуры на 700 мест – локация маленькая, а желающих делать там мероприятия хватает», – делится Олег Ходыкин.

Однако в карагандинском ДК горняков по звуку всё продумано, то же самое относится и к Центру бокса, который, несмотря на спортивное предназначение, остаётся одним из самых востребованных для концертов.

«Тем не менее приходится тратить много времени и денег на то, чтобы добиться хорошего звука. Мы привлекаем к шоу профессионалов, и нам удаётся добиться более-менее достойного звучания. То есть, например, группа "Сплин", которую мы не раз привозили в Караганду, всегда выступают с отличным звуком», – добавляет Олег Ходыкин.

Случаи, когда крупные звёзды отказывались от выступления в Караганде, были, и тому есть несколько причин, продолжает Олег Ходыкин. Фактор здесь один – окупаемость мероприятия.

«Например, "Руки вверх" выступали у нас, когда группе исполнялось 18 лет, 19 лет и 20 лет. Концерты проходили в "Караганда арена", но там сложная акустика, и невозможно нормально настроить звук. В итоге они и Баста перестали приезжать – это становится неокупаемым. Центр бокса не вмещает столько людей, чтобы окупить такой концерт. Так что многие подобные артисты Караганду не рассматривают», – рассказывает Олег.

И тогда город однозначно теряет деньги, добавляет глава агентства Zeppelin Concerts. Одни только налоговые отчисления немаленькие – от 500 тысяч до миллиона тенге и даже больше. Деньги теряют и прокатные организации, и гостиницы, и другие звенья этой цепочки.

«Если нет оборудования для хорошего шоу, это тоже сказывается очень сильно. Опять же взять Дворец Республики в Алматы, где есть техника, свет, звук и аренда закрывает техническую часть – билеты там можно сделать дешевле, чем даже в Караганде. У нас на данный момент самая крупная площадка – Центр бокса, но и там приходится всё оборудование довозить, и из-за этого билеты удешевить не получается. Компромисс, конечно, найти можно, но это зависит от артиста. В ДК горняков, допустим, проще: там есть звуковое оборудование, подходящее для большого артиста. И здесь мы возвращаемся к тому, что, когда строят и подготавливают площадки, экономить на оборудовании нельзя», – подчёркивает Олег Ходыкин.

Спрос на крупные шоу в Караганде не меньше, чем в Астане, добавляет Олег. Зритель есть, и он хочет видеть любимых больших артистов. Но специализированная площадка – крупный концертный зал – очень нужен.

«Я могу привести в пример Уральск и Актобе, где построены филармонии больше чем на тысячу мест. Публике действительно это нужно, и люди будут рады такому залу. Я удивлён, почему в Караганде до сих пор ее нет. За десять лет, к примеру, она бы окупилась, и можно было уже говорить о том, чтобы построить более крупную», – заключает Олег Ходыкин.

Арены – это не акустический зал

Почему, к примеру, хоккейная арена не может служить концертным залом? Здесь другая акустика, высота потолков, сцена и структура закулисья. Плюс на звук влияет абсолютно всё, что находится в помещении. Это подчёркивают художники по свету и звуку Роман Кос и Александр Правдин.

В геометрии зала для хорошего звука, говорят Роман и Александр, важна симметрия, отсутствие огромных стеклянных плоскостей, минимум параллельных стен – они дают эхо. Чем ниже высота потолка, тем сложнее контроль низких и средних частот. Для концертного звука комфортнее, когда потолок условно выше 8–10 метров на больших форматах и есть возможность подвеса колонок.

«Нужна хорошая акустическая подготовка – зал не должен быть голой бетонной коробкой, грамотная конфигурация баса, система мониторов – чтобы артист слышал себя, пульт, обработка и микрофоны. Что ещё важно – электропитание: отдельные линии, нормальное заземление, отсутствие "лапши" из удлинителей. По свету очень важна хорошая DMX-сеть с оптикой на большие расстояния, наличие фронтального контрового и эффектного света, если разрешено – дым, адекватные условия по вентиляции. Идеал – это управляемый результат. Абсолютный идеал редко достижим, но системный подход даст близкий к идеалу итог», – объясняет Роман Кос.

Самые критичные вещи, добавляют карагандинцы – это если зал «звенит», речь и вокал теряют разборчивость, звук слишком быстро отражается от стен и потолка – тогда будет «каша», материалы помещения – стекло, голый бетон, плитка, поскольку они тоже отличные отражатели. Другие критические моменты – шумовой фон: вентиляция, холодильники и генераторы «убивают» тихие жанры и речь. И если сцена в «неправильной» стороне зала, звук будет плохим.

Насколько нынешние популярные концертные площадки подходят для больших шоу? Большие залы и арены могут принимать крупные шоу, но почти всегда с оговорками, говорят Александр и Роман.

«Главный минус спортивных и ледовых арен – акустика. Они проектировались под спорт, в них много отражающих поверхностей, хотя есть пространство, и по вместимости – хорошо. ДК и классические концертные залы лучше по акустике для речи и вокала, но с ограничениями по подвесу колонок, по мощности, по точкам крепления и по современному свету. В клубах и барах потолки ниже, сцена небольшая, акустика сильно зависит от заполнения зала. А в кафе и ресторанах часто проблема в акустике и шуме, в ограничениях по громкости», – уточняет Александр.

Караганда, по словам Александра Правдина и Романа Коса, могла бы принять крупного исполнителя, но для международного тура нужны гарантии: площадка должна чётко подтверждать требования артиста, а хорошая команда решит половину успеха.

«Наличие специально оборудованного концертного зала повысит планку качества. Акустика будет спроектирована под музыку, будет "правильная" сцена, бэкстейдж, гримёрки и другие помещения, монтаж и демонтаж оборудования станет оперативнее. И, конечно, будет проще привозить большие имена», – заключают Роман и Александр.

Что говорят артисты

Карагандинский джазовый оркестр «Биг-Бэнд» выступал в Турции, Сербии, России, в Казахстане – в Астане, Алматы, Кокшетау и Петропавловске. Художественный руководитель оркестра, заслуженный деятель Казахстана Игорь Андрейченко отмечает: качество выступления зависит от помещения. Среди площадок, где выступал коллектив, были не только концертные залы, но и здания посольств и даже храмы с каменными стенами. Легко работается не везде, признаётся маэстро.

«Что касается наших площадок – например, концертный зал "Шалкыма" именно акустический. Театральные сцены рассчитаны на то, что люди там выступают без микрофонов. Наш Летний театр был вообще из уникального дерева – и там была шикарнейшая акустика», – говорит Игорь Андрейченко.

В основном джазовый оркестр «Биг-Бэнд» даёт концерты в карагандинском цирке. Здешний зал максимально подходит для таких выступлений, делится маэстро.

«Тем не менее, монтаж сцены для наших концертов занимает там два дня. Ползала перегораживается, позади сцены формируется завеса, чтобы звук хорошо отражался, аппаратура настраивается специально под нашу музыку. Однажды к нам приезжал московский режиссёр, он помогал отрегулировать частоты, чтобы достичь максимально достойного звука. Другой его коллега как-то посещал наш ДК горняков – ходил по залу со специальным прибором, продемонстрировал, где в зале есть акустические ямы – там звук слышно плохо», – объясняет Игорь Андрейченко.

Среди крупных рабочих площадок в Караганде художественный руководитель «Биг-Бэнда» называет Дворец горняков. Тем не менее, добавляет он, всё зависит от человека за пультом – от того, как он выстроит звук. Если это достойный специалист – он, по словам Игоря Андрейченко, озвучит любой зал. В пример он приводит дворец «Акжолтай», который в восьмидесятые переоборудовался для концертов: там не раз выступал Вахтанг Кикабидзе – ставили кресла, сцену. Зал прекрасно приспосабливали благодаря опытным операторам звука.

Для тура мирового уровня, добавляет Игорь Андрейченко, Караганде однозначно не хватает специализированного концертного зала. За это не первый год ратуют и сами артисты, и руководитель концертного объединения имени К. Байжанова Талгат Идрисов, и внештатный советник области по культуре Рымбала Омарбекова.

«Нам не хватает концертного зала на полторы тысячи мест, с профессиональной сценой, со сменой сцен – а они нужны разные и для шоу, и для танцев, и для музыки. Если мы решим дополнить своё выступление, например, парной хореографией – номер уже будет смотреться по-другому. Но сейчас это воплотить тяжело», – отмечает Игорь Андрейченко.

Есть ли перспектива?

Юго-Восточный район Караганды активно застраивается новым жильём. В будущем там может появиться новый административный центр. В районе улицы Ашимова в перспективе рассматривается и возможность размещения концертного зала. Однако это, делились в ведомстве – планы на будущее. За подробностями мы обратились в акимат Караганды – там подтвердили: строительство площадки для больших концертов однозначно планируется.

«В микрорайоне Панель-Центр Юго-Восточного планировочного района предусмотрено размещение Конгресс-холла на 1 500 мест. Сейчас управлением строительства, архитектуры и градостроительства Караганды разрабатывается проектно–сметная документация», – отметили в ведомстве.

В Управлении строительства, архитектуры и градостроительства Карагандинской области рассказали: сейчас идёт работа по прохождению государственной вневедомственной экспертизы.

«Предоставить точные данные о сроках реализации проекта не представляется возможным. Срок прохождения экспертизы – конец второго квартала 2026 года», – отметили в ведомстве.

Строительство современного концертного зала требует значительных инвестиций, и в ближайшие годы такой проект, возможно, не станет приоритетным. Эти годы для инфраструктуры – срок рабочий, но для культурной динамики – очень большой. За это время формируются вкусы, маршруты туров, выстраиваются культурные центры притяжения. Караганда готова к большим шоу. Готов ли город стать местом, где они возможны – вопрос открытый. А значит, пока мы, вероятно, продолжим принимать крупные концерты на площадках, не рассчитанных на международный уровень. Вопрос лишь в том, сколько туров за это время пройдут мимо.

В материале использованы фото автора,
фото из личного архива Олега Ходыкина,
а также иллюстрации, сгенерированные нейросетью 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях