#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
07 февраля
06 февраля

ОПРОС

Карагандинцы, заметили ли вы повышение цен на продукты в супермаркетах?
  • Конечно. Уже ощутимо бьёт по карману;(143)
  • Не почувствовал/а разницы(466)

«Мы просто нажимали кнопки»: история двух студентов из Караганды, поверивших в быстрые деньги

«Мы просто нажимали кнопки»: история двух студентов из Караганды, поверивших в быстрые деньги Фото: ChatGPT
Tengrinews

Два года и десять месяцев лишения свободы получили студенты из Караганды за пособничество интернет-мошенникам. Молодые люди уверяли, что "просто меняли криптовалюту", но следствие установило: через их счета прошли миллионы, похищенные у казахстанцев, передаёт корреспондент Tengrinews.kz

22-летний Аслан и 23-летний Мади (так молодые люди попросили их называть - прим. ) еще год назад сидели на парах в колледже. А в декабре 2025 года они услышали приговор — лишение свободы за пособничество интернет-мошенникам.
 
«Мы просто меняли крипту»
 
Под следствием друзья провели почти год. А потом дверь зала суда закрылась — и для них началась совсем другая жизнь.
 
Всё началось с одногруппника, с которым учились Мади и Аслан. Тот показал, как торговать криптовалютой: купить дешевле — продать дороже. Первые сделки были легальными, суммы — небольшими. Пришёл азарт.
 
«Мы вошли во вкус. Когда обмен крипты стал для нас обычным делом, появился незнакомец. Сказал: будете делать то же самое, но без комиссии и за хороший процент. Мы называли его "заказчик". Он уверял, что мы просто помогаем клиентам, которые не умеют сами торговать на бирже и конвертировать деньги в крипту. Мы думали, что всё чисто», — вспоминает Аслан.
 
Схема выглядела так: «заказчик» отправлял им реквизиты счетов с деньгами якобы «клиентов». Их быстро переводили в криптовалюту. Затем оперативно отправляли на «холодные кошельки», доступ к которым был только у «заказчика». За такую конвертацию Аслану и Мади платили 10-15 процентов. Вместе с ними в связке работали еще трое парней.
 
«Каждый раз суммы были разные. Мы не задавали вопросов. Деньги приходили, мы их конвертировали и отправляли дальше. Казалось, это просто цифры на экране», — говорит Мади.
 
 
За полтора года пятеро молодых людей прогнали через разные счета около 60 миллионов тенге. Позже следствие установило: за этими «цифрами» стояли около 60 потерпевших. Пенсионеры, предприниматели, семьи. Одних убеждали инвестировать, других — «срочно перевести деньги для защиты от мошенников».
 
«Я вырос в семье, где всегда не хватало денег. Хотел красивой жизни, как у однокурсников. Думал, что помогаю торговать на бирже. Даже мысли не было, что участвую в преступлении», - утверждает Аслан.
 
Так было до тех пор, пока их не задержали.
 
 
Страшилки, которых они боялись. И реальность колонии
 
Во время следствия Аслан и Мади находились под домашним арестом. Тогда всё казалось временным.
 
«Пока ты дома, ощущение, что это сон. Думаешь: ну не посадят же. А когда в суде надели наручники, внутри всё оборвалось», — признается Аслан.
 
 
До этапирования они наслушались историй о зонах, где «слабых ломают», где новеньких проверяют на прочность, где нельзя показывать страх. Эти разговоры не давали спать.
 
Исправительное учреждение № 31 в Долинке встретило их белыми стенами. Двухъярусные металлические кровати, одинаковые тумбочки, серые спецовки.
 
 
Окна без решёток — но выйти из помещения нельзя.
 
«Первые ночи я не спал. Слышал каждый шаг, каждый скрип кровати. Казалось, что сейчас кто-то подойдёт. Было жутко. Ты всё время настороже», — признаётся Аслан.
 
Мади тяжело переживает не столько режим, сколько чувство вины.
 
«Я единственный сын. Родители во мне души не чаяли. Когда узнали — были в шоке. Я мечтал купить отцу машину, маме золотые украшения. Хотел, чтобы они жили лучше, ни в чём не нуждались. В итоге опозорил их. Заработал за всё время два-три миллиона. Они давно закончились. А срок — вот он. И иски потерпевших — почти 60 миллионов на всех», - говорит Мади.
 
 
День в колонии начинается рано — подъём, перекличка, работа, психологические занятия.
 
 
«Самое страшное — не конвой и режим. Самое страшное — мысль, что ты сам себя сюда привёл», — говорит Мади.
 

Фото Tengrinews.kz
 
С сентября 2025 года в Казахстане действует статья 232, примечание 1 УК — уголовная ответственность за передачу банковских карт третьим лицам.
 
«Незнание закона не освобождает от ответственности. Любой, кто открыл карту и передал её другим после 16 сентября 2025 года, может стать фигурантом уголовного дела. Санкция — от 160 МРП (692 000 тенге) до 7 лет лишения свободы», — сообщил старший оперуполномоченный управления по противодействию киберпреступности Карагандинской области Динмухамед Зияда.
 
В Карагандинской области уже зарегистрировано девять уголовных дел за дропперство, четыре уже направлены в суд.
 
Портрет дроппера типичный: 18–23 года, студент или безработный, ищущий быстрый доход в интернете.
 

Осужденный Мади признается: «Кажется, что ты просто нажимаешь кнопки. А потом понимаешь: этими кнопками ты кому-то разрушил жизнь. И свою тоже». 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях