#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 ноября
22 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(43)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(269)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Султан Кенесары - сын султана Касыма Аблаева

Юрий ПОПОВ, краевед

Сегодня любой школьник, заглянув в Интернет, может обнаружить ряд героических свидетельств о жизни и смерти последнего правителя Казахского ханства чингизида Кенесары Касымова (1802-1847). Люди, влюбленные в историю Казахстана, идут дальше, в глубь своих родовых корней. Какую позицию занимали их предки в годы борьбы Кенесары за независимость? Кто из наших сарыаркинцев сражался под знаменем храброго султана?

Мне пишут из Балхаша: Обращаюсь по личной просьбе бывшего директора совхоза "Шамшинский" Актогайского района Мукажанова Куаза Мукажановича. Его интересует любая информацию о предках Бабеке Кармысове и Кулеке Кармысове. Они участвовали в восстании Кенесары-хана в отряде Агыбай батыра. Это примерно в 1837-1847 годах...

Еще один житель Балхаша Ж.Н. Шушенов, автор монографии "Акжолтай Агыбай батыр" (2002), подтверждает участие прибалхашских казахов в волнениях того времени, а его предок Агыбай Конырбаев (1802-1885) был ровесником хана Кене и его соратником.

Из п. Егиндыбулак Каркаралинского района Турысбек Тусупбеков сообщил предание:

У Таттимбета есть кюй "Бесторе" ("Пять торе"). Он создан в честь народных полководцев Кенесары, Наурызбая, Есенгельды, Саржана и сестры Кенесары - Бопай. Этот кюй мелодирует ярость и негодование, возмущение против тех, кто не поддерживает героев. Среди них были батыры Рустем и Сыпатай. Они бежали с поля боя... У Кенесары осталось 500 сарбазов...

Теперь отойдем от "свежих" авторов. Сорок лет назад я хорошо знал каркаралинского учителя Сламбека Бекбергенова. Аксакал был неистощимым рассказчиком, хорошо знал старину и хранил в памяти много интересного.

Как-то я спросил старожила:
- Почему появилось в Каркаралинских горах название урочища, а при нем и поселка - Комиссаровское?

Бекбергенов ответил так:

- Немножко воображения, и все станет на свои места. "Комиссар" - это русифицированное слово казахского "кемисар" или "кенесар", от которого недалеко и до имени Кенесары.

- Того самого мятежного Кенесары Касымова? - удивился я.

- А что тут странного? Кенесары кочевал по всей Сары-Арке, стоял лагерем и у Каркаралов в диком ущелье...

Сламбек Бекбергенов знал что говорил. Серьезный семипалатинский краевед Н.Я. Коншин самым обстоятельным образом прикоснулся к судьбеКенесары Касымова, имя которого пользовалось популярностью среди казахов Каркаралинского округа.

В 1825 году каркаралинский сотник Карбышев со своим отрядом и джигитами Букейхана, которыми руководили его дети Тауке и Султангазы, нападает на мятежные аулы Саржана Касымова. Поход повторили и на следующий год. Волнения не прекращались не только в Каркаралинском округе, но захватили и Баян-Аул, откуда началось движение патриотов против царской колонизации.

В 1838 году был отмечен массовый уход населения ряда волостей за Балхаш и на реку Чу, где Кенесары собирал вольницу. Полностью откочевали КарсонКирнеевская, Альтеке-Сарымовская, Кулюк-Каржасская и Сатылган-Алтын-Туринская волости. Генерал-губернатор Западной Сибири князь Горчаков запросил у царя разрешение вернуть непокорных и наложить на них контрибуцию. Разрешение было дано.

19 мая 1839 года из Каркаралов выступил отряд в 150 человек при одном конноартиллерийском орудии с провиантом на полтора месяца. Отряд возглавлял сотник Ребров, ему помогали Шушерин и толмачи Жданов и Кошкаров. Возле Актауского укрепления кочевники были перехвачены, с них собрали подать за 1838-1839 годы.

Кенесары Касымов, в свою очередь, предпринял ряд набегов на пограничные пункты. Поэтому в 1839 году в Каркаралинск был командирован сотник Волков и с ним 200 человек. Образовался солидный гарнизон: 347 нижних чинов, 36 урядников и 4 обер-офицера. В июле было получено известие, что Кенесары Касымов взял маршрут в сторону Акмолы. Каркаралинский отряд, который сопровождали султаны Турсун Чингузов и Кушпек Таукин, 24 июля вышел к низовьям Нуры, где стал лагерем. Командование осуществлял на этот раз сотник Волков. Он сообщил в Акмолинский приказ, что 9 октября ночью Кенесары Касымов с войском в 1500 человек атаковал каркаралинцев. Несколько человек было убито, а трое, и среди них Леонтий Морожников, попали в плен.

Летом 1840 года Ребров и Шушерин опять ходили в степь "противу мятежных полчищ". В бегах было 4600 кибиток (около 20 тыс. человек), которых сотник Измайлов с толмачами Суворовым и Михайловым силой старались вернуть в места обитания. И в последующем сотники Усов и Карбышев неоднократно отправлялись в степь для поимки самого Кенесары Касымова. В 1844 году каркаралинский отряд вблизи Улытау захватил в плен старшую жену Кенесары Кунимжак-ханым. На следующий год хан получил ее обратно через обмен на пленных. Вот тогда-то и был освобожден каркаралинец Леонтий Морожников.

Вдругом месте Н.Я. Коншин сообщает:

Кенесары был выдающийся во всех отношениях человек, далеко стоявший выше таких вождей, волновавшихся, как Худаймерды Газин, Сиванкул Ханжожин и др. Все они не были способны выйти из узкой сферы родовых отношений, и только в лице Кенесары Касымова мы встречаем в истинном смысле народного героя, мечтавшего о политическом единстве всех киргизов без различия племени и даже орд.

Другой историк, Л. Мейер, в статье "Киргизская степь Оренбургского ведомства" (1865) дает такую характеристику наезднику-партизану:

Красиво одетый в бархатный бешмет с "полковничьими эполетами " на плечах, с знаменщиком позади, сопутствуемый наездниками-кольчужниками с длинными, колеблющимися пиками, Кенесары скакал всегда впереди своих скопищ, легко разбивая стремительностью своих атак ополчения враждебных родов и султанов-правителей...

Кенесары - сын султана Касыма, внук хана Аблая, которым он очень гордился. Кенесары считал себя продолжателем его дел, законным наследником, заявлял, что "будет ходить путем деда" и бороться "за принадлежащие его деду Аблаю земли". Он хотелстать ханом в границах Российской империи, причем ханом независимым. Жить с Россией и другими странами на равных правах. Этого не получилось, и Кенесары без разбору громил как русские поселения, так и казахские аулы, отказавшиеся примкнуть к его движению.

Кенесары, этот постоянно блуждающий демон Сары-Арки, стал еще при жизни героем ряда дневниковых записей. А. Янушкевич, совершивший в 1846 году деловую поездку по Центральному Казахстану, регулярно вспоминает возмутителя общественного спокойствия. Так, когда с вождями племен Большой орды обсуждался вопрос о Кенесары, то "пришли к тому, что помощи против Кенесары они не обещают, но поручились, что с ним не соединятся и что он, увидев это, должен будет уйти от них. Стало быть, мир, и вся наша экспедиция закончилась без кровопролития". В ауле султана Газы на Токрау Янушкевич слушал героическую песню о брате Кенесары Саржане. 5 сентября 1846 года чиновник встретил казачьего офицера Карбышева, направленного против Кенесары. Несколько месяцев в плену у султана находился офицер П.К. Услар. В 1848 году в "Отечественных записках" (том 10) появились его воспоминания на эту тему.

В таком представительном труде, как "Россия" (18 том, 1903) А.Н. Седельников, А.Н. Букейханов и С.Д. Чадов так охарактеризовали движение Кенесары Касымова:

Он пытался поднять под свое  знамя весь казахский народ.  Огромная масса кочевого населения осталась, однако, равнодушной к воззванию Кенесары. Но смелость и удальство, обнаруженные его братом Наурызбаем и товарищами последнего, завоевали симпатию населения, которое, не выражая активно своего сочувствия, постоянно оказывало покровительство людям Кенесары, спасая их от преследования. Благодаря этому Кенесары в течение 7 лет продержался господином степи, которую исколесили его приверженцы от Оренбурга до Каркаралов, от Петропавловска до Туркестана, предавая уничтожению аулы и поселения и забирая в плен людей. В184 7 году Кенесары и Наурызбай были убиты дикоплеменными киргизами, и теперь об их необычайной удали и смелости "осталась только песня в памяти народной".

Как погиб Кенесары, как принял смерть, не знает никто. Существует несколько версий. М.И. Венюков в 1868 году писал, что "своим коварным поведением и беспрерывным хищничеством Кенесары достаточно успел ожесточить всех своих противников, и киргизы с живого содрали его кожицу, а тело потом сварили в котле...". Эту же точку зрения поддерживает Маев в книге "От Ташкента до Верного". А. Шепелев в 1879 году пишет: Кенесары со своими сподвижниками Наурызбаем и Худайменде был взят в плен на третью ночь блокады на холме Кеклик-Сенгир. По удостоверении личности он был убит вместе с Худайменде, Эрджаном, Наурызбаем и другими на третий день плена. Как именно был убит Кенесары - неизвестно, но достоверно то, что он не был сварен живым в котле. Кенесары подвергали истязаниям и насмешкам потому, что он объявил себя ханом и требовал от кара-киргизов себе подчинения как хану.

В тридцатые годы XX столетия отношение к имени Кенесары в республике было самое благосклонное. Мухтар Ауэзов написал пьесу "Хан Кене".

Историк и литературовед Е. Исмаилов подготовил две рукописи - "Восстание Кенесары Касымова" и "Кенесары". Он же вместе с X. Бекхожиным собрал однотомник (510 с.) песен и поэм о Кенесары и Наурызбае. Во время Великой Отечественной войны казахские ученые подготовили монографию  "Героическая борьба казахского народа под руководством Кенесары Касымова". Все перечисленные опусы были представлены на научной сессии Казахского филиала Академии наук СССР в Алматы в 1943 году. Возможность ознакомления с ними получили такие известные писатели страны, как М.М. Зощенко, К.С. Паустовский, С.Н. Сергеев-Ценский, К.С. Симонов, находившиеся в составе президиума.

Казахские историки М. Абдыкалыков и Е. Бекмаханов много занимались оценкой личности Кенесары. Был сделан объективный анализ, отмечены положительные и отрицательные стороны его деятельности. В 1947 году под редакцией профессора М.П. Вяткина вышел труд Е. Бекмаханова "Казахстан в 20-40-е годы XIX века". Академия наук Казахстана наградила профессора Е. Бекмаханова специальной медалью.

Но скоро оказалось, что не всех устраивает это яркое исследование ученого. Т. Шоинбаев, X. Айдарова и А. Якунин 26 декабря 1950 года опубликовали в газете "Правда" статью "За марксистско-ленинское решение вопросов истории Казахстана". В ней утверждалось, что автор в своей работе возвеличивает деятельность ханов, протаскивает антирусские, буржуазно-националистические идеи. Последствия статьи скоро сказались. Было принято специальное постановление ЦК ВКП (б), где обязали президиум Академии наук республики переработать первый том "Истории Казахской ССР", устранить политические ошибки, осветить вопрос о движении Кенесары Касымова, как реакционном. Директора институтов, редакторы журналов и газет должны были публиковать разоблачающие статьи. Секретарям обкомов, райкомов, парторгам на предприятиях предписывалось обсуждение статьи в

газете "Правда". В результате пострадали Е. Бекмаханов и М. Ауэзов. К.И. Сатпаев был снят с должности президента. Книга была уничтожена почти полностью. Из 10-тысячного тиража осталось несколько экземпляров.

Многие годы концепция феодально-монархического движения Кенесары главенствовала повсюду. Об этом писали К. Жармагамбетов и СЕ. Толыбеков (1951), Б. Джамгерчинов (1958), известный писатель И. Есенберлин в романе-хронике "Кочевники" (1978). Даже в 1985 году в первом томе Краткой энциклопедии "Казахская ССР" Кенесары продолжали величать предводителем феодально-монархического движения.

В 1992 году исполнилось 190 лет со дня рождения Кенесары Касымова. Юбилейная дата прошла незаметно. Однако издательство "Жалын" переиздало биографические очерки Ахмета Кенесарина "Султаны Кенесары и Сыздык" (Ташкент, 1889). Автор - сын Кенесары. Когда погиб отец, ему было пять лет. В 1870-1880 годы работал младшим помощником Чимкентского уездного начальника. Книга эта появилась на прилавках магазинов, и пересказывать ее содержание не стану. Закончу отрывком, вынесенным на обложку воспоминаний:

"Так кто же он на самом деле, султан Кенесары Касымов, одна из самых загадочных личностей в истории Казахстана прошлого века? Если враг казахского народа, как навязчиво подсказывают официальные источники, то тогда почему даже в годы суровых сталинских репрессий тайком, в кругу родных и близких о нем пе­ресказывались легенды, предания, пелись песни, под страхом ареста хранились портреты Кенесары и членов его семейства, рукописные и печатные документы о его деятельности...

Вопросы поставлены прямо. Жизнь вечного скитальца поднимается на новый уровень исследований".

Взаключение снова о письмах читателей. Голова хана Кене, его личные вещи, боевые знамена и оружие бы­ли отправлены в Петербург. Ныне поиск головы возведен в ранг государственной задачи казахстанцев. Пока идет переписка между чиновниками России и Казахстана, энтузиасты-историки в  поиске. Известный в Караганде энциклопедист А.Ж. Жангожин пишет мне: Прошу найти снимок из книги "История царской тюрьмы" (1904). Снимок сопровождается подписью "Голова киргиза-разбойника". Это фото, по данным Ержана Имашева, является головой не кого-либо, а именно Кенесары Касымова.

Из Алматы написал Канат Боранкулов:

Надо проверить все музеи Петербурга на предмет хранения там останков хана Кене...

Просьбу я выполнил. Привлек к поиску уважаемых в России этнографов. Однако безрезультатно. ...Обнаружили лишь голову жителя Монголии. Ее сохранность обеспечивается специальным режимом хранения.

По некоторым сведениям, экспонат - голова Кенесары - находится в Москве, в Гохране. Этому будем верить и работать дальше.

Индустриальная Караганда.-2009.-5 декабря.-С. 5

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях