#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
26 ноября
25 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(295)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(44)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(277)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(35)

Пожар на рынке "Самал" глазами очевидцев

kriminalka.kz

 В Караганде в воскресенье горел рынок "Самал". Пожар начался в начале третьего часа. 

— Раздался сильный хлопок, запахло гарью, повалил дым, — вспоминает события страшного дня хозяйка отдела хозтоваров Ирина. — Вместе с грузчиком мы побежали на второй этаж в надежде вынести хотя бы часть товара, однако спасти имущество не удалось. Помещения быстро наполнились горячим едким дымом. Схватив огнетушитель, мы пытались тушить самостоятельно, однако очень скоро бросили эту затею и помчались вниз — уже наощупь, в кромешной душной темноте. 
Кто вызвал пожарных, Ирина не знает. По ее словам, едва они выскочили на улицу, подъехала пожарная машина.
— Вечером, заглянув в Интернет, прочла, что рынок тушили двадцать пять машин и больше ста человек народу, — говорит она, — чему я сильно удивилась: количество техники и число людей было явно завышено. Возможно, конечно, что экипажи сменяли друг друга, и до вечера здесь побывали все указанные силы и средства — с огнем боролись до семи часов вечера. Однако сначала наш корпус спасала одна-единственная команда, чуть позже к ней присоединились бойцы еще двух спецмашин, которые дольше ездили за водой, чем тушили.
— К этому времени огонь с нашей стороны здания стоял стеной — сверху донизу — и гребнем взмывал над крышей, — рассказывает другая предпринимательница, представившаяся Татьяной. — Но все равно потушить его можно было гораздо быстрее, если бы пожарные оказались более расторопны и правильно расставили своих людей. Все силы они бросили на восточное крыло здания, стали ломать над ним крышу, а огонь в это время по чердаку пошел в другую сторону, распространяясь с бешеной скоростью. Женщины не без скепсиса рассказали также о том, как долго и неуклюже пожарные ставили лестницу.
— Им удалось сделать это только с третьей попытки, — говорит Татьяна, — они устанавливали ее вручную. О какой оперативности можно вообще говорить, если пламя заливал только один человек из единственного шланга или ствола, как они его называют, а двое других возились с той самой далеко не автоматической лестницей?!
После этого, вспоминают женщины, полицейские попросили всех предпринимателей и продавцов покинуть территорию торгового комплекса, начав теснить их за ворота.
— Попросили — это сказано очень утрировано и культурно, — говорит Ирина. — На самом деле нас бесцеремонно выталкивали с грубыми матами. Допускаю, что такое поведение в чрезвычайных условиях было частично оправдано: людей надо было срочно эвакуировать, чтобы никто не пострадал и не мешал пожарным. Однако поведение иных стражей порядка до сих пор вызывает недоумение. К примеру, хозяин бутика напротив собирается подавать на полицейских в суд за кражу.
Как оказалось, в соседнем корпусе в отделе безалкогольных напитков мужчина недосчитался после пожара четырех упаковок минеральной воды. На фоне того ущерба, который понесли его соседи, об этом сегодня как-то неудобно даже вспоминать, если бы не одно "но": пожар здесь ни при чем, на это здание даже искра не долетела. Однако количество товара у одного из арендаторов неведомым образом сократилось. Каким именно — рассказала его соседка по имени Айгерим, ставшая свидетелем кражи:
— На моих глазах двое полицейских стали носить упаковки с минеральной водой в противоположную от нас сторону. Мы стояли у центрального входа, за оцеплением, а они направлялись к черному выходу. Я старалась окликнуть их, попыталась прорваться через заслон, но меня, естественно, не пропустили. Люди в форме, без сомнения, слышали мои крики, но без зазрения совести унесли бутылки с водой. Смешно просто: полицейские на пожаре воровали… воду. Ладно бы еще, помогали ею огонь заливать, а то ведь просто так вынесли — жажда, видать, замучила.

Никто из работающих на рынке людей не сомневается, что возгорание произошло из-за неисправности или перегрузки в электросетях.
— В первой половине дня свет часто мигал, а потом и вовсе погас, — рассказывает Ирина. — Мы, естественно, стали звонить в администрацию, хотя по большому счету к отсутствию света и регулярному "выбиванию" рубильника мы уже привыкли. Проблемы начались еще в прошлом году. Свет то мигал, то вообще отсутствовал. К администрации и к пожарным мы обращались по этому поводу и устно, и письменно — последний раз, кстати, в феврале текущего года, — но от нас отмахивались, как от назойливых мух: не порите, мол, ерунды, все в порядке, проблем нет.
— Не могу не заметить, что за пожарную безопасность мы заплатили буквально вчера, — говорит Татьяна. — Кроме этого, в срок вносим арендную плату, содержим охрану, на рынке есть штатный электрик, который тоже не видел ничего страшного в том, что свет у нас постоянно мигал. Нет, он не бездействовал, ходил по бутикам и предупреждал, чтобы мы не пользовались электрочайниками и обогревателями. Да мы сами понимали, что и без лишних электроприборов нагрузка на электросети в здании огромная.

Обойдя здание в поисках администрации, мы везде натыкались на озабоченных предпринимателей, которые наводили в бутиках порядок: мыли, чистили, разгребали, сушили. Некоторым владельцам повезло: бутики, расположенные на первом этаже, были только подтоплены. А вот тем, чей товар находился на втором этаже, поистине можно только посочувствовать. Девушка Марина, занимающаяся продажей бытовой техники, из их числа.
— Товар завезли за три дня до пожара, — рассказывает она, — причем не самый дешевый: блендеры, микроволновки, мультиварки, кухонные комбайны, термопоты… Техника не только китайская, но и российская, и итальянская с гарантийным сроком. Еще в бутике находились дорогие сервизы и много пластмассовой посуды.
Пожар уничтожил все подчистую: от перечисленного не осталась и следа, на полу возвышается бесформенная спекшаяся лепешка.
Девушку захлестывают эмоции, она плачет уже навзрыд.
— Не знаю, что мне делать! Вызывать независимого эксперта? Ждать окончания расследования причин пожара? Чеков на товар у меня, естественно, нет, накладных тоже, только расписки, написанные от руки. А ведь большая часть товара приобреталась в долг, в рассрочку. Не представляю, как теперь рассчитываться. По самым скромным прикидкам, у меня сгорело товара на пять миллионов тенге — просто не успела ничего продать.
— Остается только надеяться, что администрация рынка восстановит за свой счет наши бутики, — включается в разговор другая предпринимательница, представившаяся Маржан.
— А разве ущерб за пропавший товар нам не должны возместить? — не может успокоиться Марина. — Пусть хотя бы за счет той же аренды, пусть частями, чтобы я могла, в свою очередь, рассчитаться со своими кредиторами.
Вопросов, недоумения, обид и нареканий у людей было еще много, и все они сводились к одному: кто должен отвечать за сохранность товара?

В понедельник в областном департаменте по ДЧС состоялся брифинг, на котором спасатели высказали свою точку зрения о случившемся. По их мнению, сообщение о пожаре поступило поздно, причем не от администрации здания, а от одного из посетителей рынка.
— Когда прибыли пожарные подразделения, работники торгового комплекса уже тушили огонь своими силами, — сказал заместитель начальника ДЧС Айдар Кылдыбаев. — Пожарные шкафы были вскрыты, рукава разобраны, и использованы два огнетушителя. Он добавил, что очаг был один и находился под крышей здания. Огонь распространился очень быстро, потому что подобраться к нему было сложно.
— Пришлось срывать листы кровли снаружи здания, поскольку внутри доступ на чердак был перекрыт коробками с детскими игрушками, — пояснил он.

По информации ДЧС, внеплановая проверка в "Самале" проводилась в июле 2012 года. Здание было оборудовано противопожарной сигнализацией, но она не сработала, так как датчики находились в помещениях, в том числе в бутиках, а пожар начался под кровлей, то есть над ними.
— Нормами не предусмотрено, чтобы на чердаке стояло оборудование, — сказал Кылдыбаев, — из-за этого датчики оказались ниже огня.

Самое главное, отметили на брифинге, обошлось без человеческих жертв. На руку сыграло и то, что не весь комплекс эксплуатировался.
— Там находилось около семидесяти арендаторов, — сказал Айдар Кылдыбаев, — в то время как порядка 30-40 процентов бутиков были свободными, товаро-материальных ценностей в них не было.
Глава ведомства также сообщил, что ущерб подсчитывается.
— Администрацией торгового комплекса создана своя комиссия, — сказал он, — кроме того, наша дознаватели будут принимать участие в сборе материалов. Для принятия процессуального решения нам необходимо знать, каков истинный ущерб.

По информации ДЧС, площадь пожара составила 1900 кв. м, происшествию был присвоен самый высокий, третий ранг сложности. В тушении пожара было задействовано свыше 120 человек и порядка 40 единиц техники. Рассматриваются три основные версии случившегося: поджог, неосторожное обращение с огнем и причина электротехнического происхождения.

На момент посещения рынка нам удалось поговорить с одним из дознавателей, который признал, что даже визуально видно, что запитка комплекса электричеством произведена с нарушением — к чердачному помещению здания тянутся две "воздушки". По его словам, делать выводы, конечно, рано, но о том, что на чердаке загорелся проложенный там силовой кабель, обсуждали между собой все его коллеги.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях