#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 апреля
23 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(41)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(210)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(62)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Герои Угольной промышленности! Когда стаж почти полвека

Герои Угольной промышленности! Когда стаж почти полвека
eKaraganda

Геннадий Александрович Чалов - ветеран Угольной промышленности, работал в удивительное время активного послевоенного роста, инноваций и рекордов, новой техники и крепкой дружбы горняков на шахте имени И.А. Костенко. 

Общий стаж работы шахтера с 1958 года составил 49 лет: из них 36 лет он провел на подземных работах, 13 лет в качестве начальника учебного пункта на этой же шахте. 

- Это ведь были послевоенные годы, и поначалу приходилось очень тяжело. Я застал время, когда женщины еще работали на шахтах под землей. Были бригады газомерщиц, мотористок, которые отвечали за конвейеры.

Породовыборщицы работали на поверхности. Женщины держали строгий порядок в шахте. Стволовыми и рукоятчицами и сейчас работают женщины. Представьте, раньше работали по две - три смены по восемь часов, работа была тяжелая.

В то непростое время женщины могли и транспортировать большие однотонные вагонетки. Чуть позже их стали переводить на более легкий труд на поверхности.

- Производство наращивалось, наша шахта была инициатором пятисоттонной нагрузки в сутки, потом в смену, тысячной нагрузки в сутки и в смену, и миллион тонн из одной лавы. Движение было организовано еще Григорием Михайловичем Презентом. Я начал работать с самого первого директора шахты имени И.А. Костенко. Потом пришел Николай Сергеевич Гульницкий, лауреат государственной премии, - вспоминает Геннадий Александрович.

По рассказам шахтера переход от ручного труда к механизации проходил с трудом, потому что люди привыкли к деревянной стойке, к кайлу и лопате. Но, шахта имени И.А. Костенко была инициатором внедрения новой техники: здесь впервые появился для испытания и введения в работу узкозахватный комплекс:

- Мы быстро развивались, потому что Сергей Гульницкий был новатором, смотрел вперед – что редко бывает, он работал на перспективу. Благодаря его управлению и самоотверженной работе горняков наша шахта была награждена за высокие показатели высшей государственной наградой в Союзе - Орденом Ленина. У нас был тогда восьмичасовой рабочий день, людей не хватало, воздуха в шахте было мало, вентиляторы главного проветривания были тогда маломощные. Затем все это стабилизировалось, стало развиваться, мощности росли, и мы начали бить рекорды, - рассказывает почетный шахтер.

На шахту Геннадий Александрович попал после окончания специального горнотехнического училища, где обучались дети погибших шахтеров. Его отец работал горнорабочим в шахте. Практику во время учебы Геннадий Чалов проходил на шахте И.А. Костенко, куда и пришел после окончания университета горным мастером. Работал на разных должностях, начиная с горного мастера на добычном участке, потом помощником начальника участка, подменял заместителя главного инженера по технике безопасности. Перед самой пенсией работал на добычном участке №5.

- Занимался я, в основном, безопасностью, всегда считал, что это очень важно. Я следил за тем, чтобы не было превышения концентрации газа, за заземлением оборудования и многим другим. Это было очень интересное, и одновременно сложное время. На шахте всегда был веселый, сплоченный и очень дружный коллектив, на праздники собирались вместе. Вообще, шахтеры – это самый дружный народ. А я был всегда очень активным, занимался общественной деятельностью, участвовал в шахтерском музыкальном ансамбле «Уголек». На каждом собрании наш ансамбль выступал и для передовиков производства, бригадиров и бригад мы исполняли песни, - рассказывает Геннадий Чалов.
Ансамбль «Уголек» образовался на предприятии среди молодых шахтеров. Это были простые подземные рабочие, которые были большими любителями песен. После смены они шли на репетицию, выступали не только на шахтных собраниях и праздников, но и гастролировали по всей Карагандинской области. Среди музыкантов шахтеров Геннадий Александрович был страшим, иногда исполнял некоторые песни. Основной его выполнял ролью было исполнять обязанности конферансье нашумевшего ансамбля:

- Когда нас пригласил выступить в Москве министр Угольной промышленности мы сначала не поверили. Но, на следующий год мы правда поехали в Москву в качестве выступающих на Всесоюзный День Шахтера. Мы там пробыли целую неделю, давали по два концерта в день: в парке Сокольники, в парке Горького, на ВДНХ. Заключительный день прошел в Колонном зале Дома Союзов. Там я спел песню «Спят курганы темные».

Геннадий Александрович поет и по сей день. Сейчас его репертуар более 70 песен. В любой момент он запевает свои любимые песни или берет в руки памятную домбру. На кухне, кроме любимых цветов, над столом прикреплены тексты песен на казахском языке. Народные традиционные песни особенно любимы для почетного шахтера:

- Я часто бываю в караоке. Особенно люблю казахские песни, они же на слуху у меня. Наш ансамбль «Уголек» был мощный, один из лучших в Караганде, нас всегда приглашали на разные мероприятия. Моим инструментом всегда был голос. Сейчас я участвую в народном шахтерском хоре ДК Майкудука, каждый год мы накануне празднования Дня Победы выезжаем на различные выступления по городам. За исполнение песни «Эке жыры» мне в Алмате подарили памятную домбру, на ней даже немного сохранились автографы. Она у меня с 1976 года, и я на ней раньше особо не играл. А в период карантина решил попробовать и сейчас потихоньку осваиваю.

Вся семья шахтера живет в Крыму– сын и две сестры. Но, Геннадий Александрович считает, что родина у человека там, где он испил первый глоток воды. Даже после пребывания в гостях, его тянет домой.

- Из товарищей мне особенно тепло вспоминать Сайлеубека Акбердиева, с которым мы работали более 40 лет. С его сыном я познакомился недавно, теперь мы дружим. Могу много добрых слов сказать о Николае Байзбаеве, председателе ОО «Совет Ветеранов». В годы моего труда на шахте, он был нашим директором по хозяйственной части, мы вместе активно занимались общественной работой. Он и сейчас меня приглашает на различные мероприятия. На последней встрече пару лет назад я спел песню на казахском, русском и индийском языке, которую я выучил самостоятельно по фильму «Бродяга». 

По материалам газеты Metallurgy today

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях