#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 апреля
23 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(40)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(208)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(60)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Мне есть, чем поделиться со зрителями – Дунай Еспаев

Мне есть, чем поделиться со зрителями – Дунай Еспаев
eKaraganda

Директор русского драматического театра им. К.С. Станиславского Дунай Еспаев в социальных сетях рассказал о том, что его карьера артиста в казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина окончена. Его уведомили об этом недавно, что стало для него ударом: этой сцене он отдал 24 года, будучи и артистом, и художественным руководителем, и режиссером. А впереди у Дуная Амандыковича юбилей – 50 лет, и в планах для этой даты значатся спектакль, концерт и творческий вечер, поэтому для реализации творческих задумок он ищет спонсоров и приглашает их к сотрудничеству. 

Когда Дунай Еспаев поступил на пост руководителя русского драматического театра, его зрители в театре им. С. Сейфуллина стали интересоваться, почему он перестал играть Гамлета. К тому времени, по его словам, он значился в каздраме на полставки и по-прежнему играл свои роли, репетировал спектакли, которые ставил, и сейчас они до сих пор идут в репертуаре. Это не возбраняется: по закону он имеет право заниматься творческой и педагогической деятельностью – что и делает. Благодаря своей службе в театре им. С. Сейфуллина Дунай Амандыкович получал награды фестивалей и конкурсов, сыграв на этой площадке с первого дня – 1 августа 1993 года – более 50 ролей, все первого плана. А 28 июня ему исполняется 50. 

- Дунай Амандыкович, сейчас ваша основная должность – руководящая. Но в любом случае, творчество бросать не хотите?

- Конечно! С 2004 по 2009 годы я работал на госслужбе – в управлении культуры, курируя театр и концертное объединение им. К. Байжанова. Уже тогда и преподавал, и выступал. Законом это не возбранялось, да и я везде успевал, нареканий не получал, за эти годы выпустил четыре курса студентов, которые отправились не только в карагандинские театры. Как режиссер я ставил спектакли не только в казахском драматическом театре, но и в Омске – это был «Транзитный пассажир».

- Вы поставили в русском драматическом театре «Знойных мамочек» Дэвида Кристнера, который стал кассовым, и это был ваш режиссерский дебют на этой площадке. Можете ли вы играть в театре, которым сейчас руководите?

- Конечно, но здесь отличие в том, что я выходец из казахской актерской школы. В связи с этим и лелеял надежду, что свой юбилей отмечу и на сцене театра им. С. Сейфуллина, которому как актер отдал немало лет. Для меня написал монодраму режиссер Куандык Касымов, она уже была на стадии обсуждения. Помимо того, что я поставил в казахском драматическом театре «Ромео и Джульетту», «Убей меня, голубчик», «Последние дни Сакена», который с триумфом прошел в Алматы, с «Гамлетом» мы произвели фурор в Европе и Турции. Мне есть, о чем сказать и поделиться со зрителями.

- А как сложилось ваше детство? Как вы пришли в профессию артиста?

- Я родился в Агадырском районе. По рассказам бабушки, рано начал ходить и помню, что в трех- и четырехлетнем возрасте уже читал казахские эпосы о батырах дедушке – а в них свой непростой язык изложения. Родители отдали меня на воспитание бабушке с маминой стороны, у них была огромная домашняя библиотека, которую я тоже начал исследовать очень рано. «Путь Абая» 1948 года, произведения Лермонтова, Гюго, Вольтера, Драйзера, Толстого, Мопассана и другие – все это я прочитал до восьми лет. Уже тогда понял, что в точные науки не пойду – меня видели юристом или педагогом.
Я решил подать документы на юридический факультет КазГУ, но передумал, когда увидел объявление о поступлении в академию искусств им. Т. Жургенова. Прошел все три тура и в 1987 году поступил в класс народной артистки СССР Шолпан Жандарбековой и народного артиста Казахстана Тлектеса Мейрамова. Через год должен был сниматься в кино, но пришла повестка в армию – я отслужил 10 месяцев и вернулся к учебе в 1989 году. Пришел на второй курс народной артистки СССР Хадиши Букеевой и народных артистов КазССР Тунгышбая Жаманкулова и Ашырбека Сыгаева. То есть, я выпускник школ лирическо-философского направления и с элементами театрального шоу. Также я окончил режиссерские курсы в Москве в высшей школе театрального искусства им. К. Райкина в классе народного артиста РФ Кама Гинкаса по квалификации «Режиссура драмы».
После окончания учебы я работал на республиканском телевидении, позже по распределению вернулся в Карагандинскую область – меня пригласили в казахский драматический театр. В 23-летнем возрасте моей первой ролью стала роль 76-летнего старика в спектакле, посвященном 100-летию Калибека Куанышбаева.

- А какие роли вам больше по душе как артисту?

- Острохарактерные, нежели романтические. Я играл Козы из «Козы Корпеш и Баян Сулу», Кебека из «Енлик-Кебек», древнегреческого героя Герострата, Треплева из чеховской «Чайки», Максата из «Одинокой яблони». В 1995 году за роль сына Абая – Абиша получил свою первую республиканскую премию. Позже меня пригласили работать диктором областного карагандинского телевидения: я читал новости, тоже был диктором и ведущим программы «Шырак», а с 2000 года начал полностью набирать актерский курс и преподавал.

- Ваша преподавательская деятельность сейчас продолжается?

- Да, в этом году ожидается очередной выпуск в колледже искусств им. Таттимбета, и на данный момент готовим дипломный спектакль. Потом, скорее всего, возьму перерыв: руководящий пост требует огромного внимания.

- А что можно сказать о задумках ваших юбилейных мероприятий уже сейчас?

- Если все получится, планирую и читать стихи, и сыграть в моноспектакле – это будет полноценная серия творческих вечеров. Я хотел бы выпустить диск с современной поэзией, снабженной видео- и аудио рядом, думал с помощью оркестра национальных инструментов им. Таттимбета или ансамбля «Арка Сазы» устроить читку романа или эпоса под аккомпанемент.
Мой педагог Константин Мишин, который в прошлом году приезжал к нам с мастер-классами, собирается поставить «Макбета» и предложил мне тоже сыграть в спектакле. Можно было бы задействовать в юбилейных мероприятиях несколько точек: концертный зал «Шалкыма», русский драматический театр, а в казахском театре организовать итоговый вечер. За рубеж зовут на многие тренинги и фестивали, скоро отправлюсь в Санта-Барбару к Джону Блонделлу, который ставил у нас «Сон в летнюю ночь», на обсуждение совместного проекта. А если в апреле дипломный спектакль моих студентов будет готов, хотелось бы показать его в сельских районах области.
Не первый год у меня хранится заготовка для лекций, которые могли бы послужить для курса в колледже им. Таттимбета по сценарному и актерскому мастерству. Эти книги можно было бы издать, поскольку на казахском языке литературы для студентов не так много. Кроме того, я занимаюсь и переводом пьес на казахский язык.

- Как смогут помочь спонсоры в этих масштабных задумках?

- Дело здесь не только в нескольких точках проведения событий. Поскольку в казахском драматическом театре я больше не работаю, нужно искать площадку для монодрамы Куандыка Касымова. Он живет в Таразе, и конечно, понадобятся средства, чтобы его пригласить. Собираются делать постановки Микаил Микаилов, Джон Блонделл, Константин Мишин, и для визита всех их, для выпуска дисков и книг понадобятся вложения. Поэтому я приглашаю спонсоров к сотрудничеству, которое является стандартным в современном мире. Безусловно, все вложенные деньги окупятся и вернутся: по грубым подсчетам понадобится три миллиона тенге. 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях