#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 апреля
23 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(41)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(208)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(62)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Карагандинец нашел погибшего в ВОВ родственника и увековечил память о нём в обелиске

Карагандинец нашел погибшего в ВОВ родственника и увековечил память о нём в обелиске
eKaraganda

В 1941 году многие казахстанские мужчины ушли на фронт сражаться в Великой Отечественной войне за Родину, за мир, за будущее. Асалбек Ибатов не стал исключением. Его призвали из аула в Каркаралинском районе.  

- О том, что мой дядя Асалбек ушёл на фронт и не вернулся, я узнал от отца, -делится Халил Сембаевич Ибатов. – Тогда мне было 14 лет. В 1968 году отец скоропостижно скончался и попросил меня, чтобы я нашёл его брата.

Так как в те годы все документы были засекречены, поиски не представлялись возможными. И только в 2007 году документы военных лет стали доступны.

- С 2007 года стали оцифровывать документы и выставлять в интернет, - говорит Халил Сембаевич . – Сложно было начинать какие-либо поиски ещё и из-за ошибок в документах. Казахские имена и фамилии писали с ошибками. Но как-то в архиве «Подвиг народа» я наткнулся на некоторые записи. Вводил несколько вариантов имени и фамилии. Поиск показал, что числится 42 человека с фамилией Ибатов, и только один из них был призван на фронт из Каркаралинска Карагандинской области.

В тот момент Халил Сембаевич даже не поверил своим глазам, информация о военных подвигах родного дяди была наглядна: Асалбек Ибатов, 1922 года рождения, призван из Каркаралинска, умер 27 декабря 1944 года от осколочных ранений. Местом первичного захоронения, согласно архивным документам, значилась могила недалеко от деревни Дзбонжек, Польша.

- Также нашлись записи его боевого пути, - говорит Халил Сембаевич. – 30 сентября 1943 года награждён "Медалью за отвагу". Он был командиром взвода, младшим сержантом, поднял в атаку своих товарищей и ворвался в деревню Вербичи, которую в то время оккупировали фашистские войска. Сам лично уничтожил семь вражеских солдат. 31 августа 1944 года при форсировании реки Нарев в Польше, по заданию командования, дядей были обнаружены три огневые точки противника, по его указанию эти огневые точки были уничтожены. В это время он служил полковым разведчиком. За этот подвиг в 1944 году был подписан приказ о его награждении. 

Как отмечает Халил Сембаевич, вся эта информация так бы и осталась неизвестной, если бы Асалбек после ранения не умер в госпитале.

- Если бы он умер в поле, то его не нашли бы, - говорит Халил Сембаевич. – 600 тысяч человек сражалось в Польше, и только 20% имён из них известны.

После войны в 1948 году все солдатские могилы были эксгумированы, перезахоронены на военном кладбище.

- Я решил идти до конца и найти могилу своего дяди, - делится Халил Сембаевич. – На помощь мне пришла Карина Оспанова - родственница, проживающая в Кракове. Через неё я отправил письмо-запрос в Польский Красный крест. Она мне очень помогла ускорить это дело. Меня предупреждали, что ответа от них буду ждать долго, это ожидание может затянуться и на многие месяцы. К моему удивлению, через 4 месяца пришло заказное письмо. В нём мне подтвердили, что дядя был захоронен на братском кладбище в городе Островенка. На этом кладбище захоронено около 11 тысяч советских солдат и офицеров. Ещё через месяц получил второе письмо от Казахского общества Красного полумесяца с точным указанием могилы. Также пришло сопроводительное письмо от Представительства посольства Министерства обороны Российской Федерации.

Стоит отметить, что Халилу Сембаевичу в поисках Асалбека помогали также Виталий Альбертович Хмелевский, председатель Карагандинского областного польского общества, и волонтер Рустам Кадыракунов, который занимался поисками в Польше.  

- Если бы не их помощь, не помощь Карины, котороя сопровождала меня на кладбище, я бы один не справился, - говорит Халил Сембаевич. – В июне 2018 года я прилетел в Польшу. Там меня встретил Рустам, который помогал ориентироваться в чужой стране. Я прилетел туда подготовленный, заказал мемориальную табличку для могилы и взял с собой землю с могилы отца. Я очень волновался, когда мы шли по кладбищу. Оно очень большое, разделено на ряды, секторы. И вот мы дошли до плиты под № 144. Моё сердце сильно забилось. Я волновался, у меня были сомнения, что я вообще найду могилу. Меня переполняли чувства, я не мог сдерживать слезы. И вот мы подошли к могиле, слезы здесь я уже не сдерживал.

На месте была установлена мемориальная плита, на которой был указан номер братской могилы. В посольстве сразу предупредили, что на отдельной табличке, которую я привез с собой из дома, желательно сделать надпись на польском языке. Также она была переведена на казахский язык.

- В интернете нашёл аудиозапись мусульманской молитвы, которую включил на кладбище, помолился сам за всех, кто здесь покоится - делится Халил Сембаевич. – Рассыпал землю с могилы отца, а с собой забрал немного земли с могилы Асалбека, которую потом отвёз к отцу. Но на этом я не успокоился. Дело в том, что при въезде в Каркаралинск есть обелиск, на нём написаны имена солдат, которые воевали и погибли в Великой Отечественной войне. Я решил, что имя моего дяди должно быть увековечено. Только тогда я выполню волю отца. Я очень благодарен людям, которые помогали мне на этом пути. В память о моем посещении могилы дяди остались хроники - фото и видеоматериалы, которые сделала Карина Оспанова.

К слову сказать, только после поездки в Польшу в Каркаралинском архиве я смог найти похоронку, которая была отправлена с фронта 15 января 1945 года. До этого момента Асалбек Ибатов числился без вести пропавшим. 

24 апреля, имя Асалбека Ибатова увековечили на обелиске в Каркаралинске. Халил Сембаевич Ибатов нашел своего дядю спустя 74 года после его гибели. 

 


 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях