#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
24 апреля
23 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(40)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(208)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(61)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Шахтеры-инвалиды требуют вернуть им право на регрессные выплаты после выхода на пенсию

Шахтеры-инвалиды требуют вернуть им право на регрессные выплаты после выхода на пенсию
nasha-yarmarka.kz

Каждый согласится с тем, что горняцкий труд нелегок. Но почему-то он ценится только тогда, когда шахтер способен выдавать уголь на-гора. А случись что — человек попросту превращается в отработанный материал, пишет газета "Наша Ярмарка".

Вчерашний горняк, потерявший возможность зарабатывать на хлеб насущный из-за травмы, полученной на производстве или в результате профессионального заболевания, сегодня вынужден жить, считая копейки. Проблема заключается в том, что по достижении пенсионного возраста регрессникам, как правило, начисляется минимальная пенсия. 

«Как так?» — удивится тот, кто не знаком с этими тонкостями.

А все потому, что не успели они заработать себе на старость.

История Владимира Грачева, председателя общественного объединения шахтеров-регрессников «Уакыт», яркий тому пример.
По его словам, в 1996 году после травмы он получил инвалидность второй группы. Спустя два года бывшему горняку установили третью группу. Естественно, добывать уголь Владимир Грачев уже не мог. Тем не менее, ему удалось вновь устроиться на шахту, но трудиться пришлось на поверхности, где платили не так уж и много.

— В итоге я не успел сделать пенсионных накоплений, заработать на старость, — подчеркнул регрессник.

Недостаточные стаж и отчисления на заслуженный отдых становятся причинами назначения минимальной пенсии. Но раньше бывшие горняки не переживали за завтрашний день, так как знали, что по закону им причитаются регрессные выплаты: компенсация в счет возмещения вреда, причиненного здоровью. Однако в мае прошлого года ситуация в корне изменилась — вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и исламского финансирования».

Проект документа практически не обсуждался публично. Очевидно, в виду его крайней непопулярности, так как он напрямую затрагивает интересы шахтеров-регрессников, которым предстоит выход на пенсию.

Закон гласит, что выплата регрессных прекращается по достижении пенсионного возраста. Правда, есть небольшая ремарка: при наличии уважительных причин суд может присудить причитающиеся платежи единовременно. Но не более чем за три года и с учетом возможностей причинителя вреда. Проще говоря, горняки, заработавшие в недрах шахты инвалидность, на старости лет остаются на бобах.

Правда, внесенные законом поправки не распространяются, не затрагивают интересы тех регрессников, которые получили право на выплаты компенсации до введения закона в действие.

Владимиру Грачеву, можно сказать, повезло. В отличие от жителя Шахтинска Владимира Кумзина, который практически всю жизнь проработал горнорабочим очистного забоя на добычном участке — у него за плечами 30 лет подземного стажа.

В 2009 году ему пришлось покончить с горняцким делом. За год до этого у мужчины выявили профессиональное заболевание — «хроническая рецидивирующая пояснично-крестцовая радикулоптия с поражением двигательных и чувствительных волокон корешка на фоне остеохондроза позвоночника». В итоге состояние здоровья ухудшилось настолько, что Кумзину пришлось согласиться на операцию. Но вернуть здоровье не удалось, и ему был присвоен статус инвалида. Бывший шахтер получал регрессные выплаты. До мая прошлого года сумма возмещения составляла 150 тысяч тенге (59 процентов от потери трудоспособности).

А теперь его здоровье и жизнь зависят от честно заработанной пенсии. И порой мужчине приходится задумываться о том, что ему необходимее — хлеб насущный или лекарства. Дело в том, что бессрочную инвалидность Кумзину установили в июне прошлого года, то есть уже после вступления закона в силу. Тем самым Владимира Павловича на законных основаниях лишили возможности получения регрессных выплат.

Бывший горняк подготовил письмо и, собрав под ним несколько десятков подписей, отправил его во всевозможные инстанции.

Как было отмечено в обращении, с выходом на пенсию перед пенсионером-регрессником Правительство обозначает два пути. Первый — тратить пенсию на пропитание, оплату коммунальных услуг. Как отметил Владимир Павлович, с учетом инфляции и роста цен на товары даже первой необходимости, уложиться в размеры пенсии очень непросто. В этой ситуации про походы в аптеку нужно забыть.

«Второй путь — тратить пенсию на сохранение собственного здоровья, насколько это возможно. Ведь инвалиду нужны средства на оплату лечения, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход и прочее. Но тогда от пенсии мало что останется. Дорогие сограждане, поверьте, что с выходом на пенсию полученные травмы и увечья болят ничуть не меньше, чем болели до пенсии. Более того, у многих из нас появляются новые болезни. Часть из них связана с возрастом, но большая часть связана с профессиональной деятельностью в прошлом. В общем, у пенсионеров-регрессников впереди какой-то тупик», — говорится в письме.

Будущие пенсионеры надеются на конструктивный диалог с властями. Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития направил Кумзину ответ следующего содержания: «В связи с многочисленными обращениями лиц, пострадавших на производстве и получающих страховые выплаты в рамках Закона «Об обязательном страховании работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых обязанностей», Министерство создает рабочую группу по выработке предложений по совершенствованию законодательства об обязательном страховании работника от нечастных случаев».

Горняки сплотились в борьбе за свои права. Как отметил Владимир Грачев, сообща им удастся решить этот вопрос. Тем более у них за плечами уже имеется подобный опыт — в свое время они добились увеличения размеров регрессных выплат.

Конечно, каждый понимает, что расставить все точки над i за один день не удастся. Главное, не сидеть, сложа руки.

И вот, как говорится, лед тронулся — в Министерстве здравоохранения и социального развития состоялось первое совещание рабочей группы по изучению проблемных вопросов по применению законодательства по вопросам обязательного страхования работника при исполнении им трудовых обязанностей под председательством вице-министра здравоохранения Светланы Жакуповой.

Интересы горняков представляли всего пять человек — Владимир Грачев, Марат Миргоязов, Павел Шумкин, бывший работник АО «АрселорМиттал Темиртау» Евгений Архипов и Альфред Бакиев, член правления общественного объединения «Уакыт».

Вторая сторона была более многочисленной.

Как отметил Павел Шумкин, первая встреча оставила гнетущее впечатление.

— Вместо того чтобы выслушать предложения горняков по разрешению их же проблем, Министерством было предложено выслушать унылый доклад медиков о наличии бесплатных государственных услуг гражданам. Роженицам, в том числе...

Второй доклад, который горняки вынуждены были слушать, был не менее «пустым», чем первый, медицинский. В нем рассказывалось об исследовательской группе, которая ездила по поручению Палаты предпринимателей в западные страны, где изучался опыт страхования работников. Горняки задали вопрос: почему все эти эксперименты со страхованием производятся без учета мнения самих рабочих? Почему надо мучить людей и где и в чем конец их страданиям? Ответа не прозвучало.

В заключение вице-министр призвала поработать над законом о страховании, но добавила, что «государство не может брать на себя всю заботу о здоровье работников под землей, они сами о себе должны заботиться…»

Как бы там ни было, лед тронулся — следующее заседание рабочей группы назначено на март.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА
Фото автора 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях