#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
20 ноября
19 ноября

ОПРОС

Довольны ли вы качеством ремонта дорог в Караганде?
  • Да. Делают очень хорошо;(294)
  • Доволен/на качеством, но мешают постоянные пробки;(42)
  • Нет. Сразу видно, что делают плохо - через пару лет будут перекладывать;(259)
  • Сколько ни делай - толку не будет. Только деньги на ветер.(33)

Человек без документов спустя 12 лет, наконец-то, получит удостоверение личности

kriminalka.kz

Напомним, в Караганде молодой человек на протяжении двенадцати лет безуспешно пытался получить хоть какой-нибудь документ, удостоверяющий его личность, сообщает газета "Криминальные новости".

И вот, наконец, лед тронулся: недавно состоялся суд, постановивший зарегистрировать Дамира Мубасари по месту жительства, на основании чего впоследствии он будет признан лицом без гражданства и получит соответствующее удостоверение личности и вид на жительство. В общем, эпопея документирования, кажется, близка к завершению. Осталось только… обновить справки. Услышав это, мы, честно говоря, невольно вздрогнули. И было от чего.

Об истории семьи Мубасари и мытарствах 26-летнего Дамира мы рассказали читателям в прошлом году («Криминальные новости» 22 от 4 июня 2014 года «Живет такой парень»). Все началось еще в 1993 году, когда мама Дамира, Зулейха Мубасари, взяв двоих детей, после развода с мужем вернулась из Узбекистана в родной Казахстан. Дамиру тогда было пять лет. Переселенцы поселились в старом родительском доме, в котором на ту пору проживал брат Зулейхи, согласившийся временно приютить и прописать ее, на основании чего она через какое-то время получила казахстанское гражданство, вписав в карточку своих несовершеннолетних детей.

Дальше возникли непредвиденные трудности. Брат выпивал и вел аморальный образ жизни. С сестрой у него стали возникать всевозможные трения. И не только с сестрой: несколько раз он привлекался к административной и уголовной ответственности, на основании чего он то проживал в доме, то отсутствовал, то мирился с родственниками, то выгонял их — так длилось до тех пор, пока Зулейха, спасая отчий кров, отсудила у брата жилье и стала выплачивать накопленные тем долги, чтобы жилье не забрали. К тому времени Дамир Мубасари, на тот момент уже учащийся колледжа, достиг призывного возраста и явился в военкомат для постановки на учет.

Военком, увидев свидетельство о рождении юноши, выданное в Узбекистане, направил того в миграционную полицию, чтобы ему оформили гражданство и выправили документ. Там, в свою, очередь, потребовали прописку, в паспортном столе попросили принести приписное свидетельство, в военкомате снова направили в соответствующее подразделение органов внутренних дел и т. д. Между ведомствами, посылающими его друг к другу, парень блуждал целых два года. Из колледжа его отчислили, поскольку никакого документа у него не было, и диплома он так и не получил. Работал он нелегально, без оформления, жениться не мог. В кабинетах его спрашивали: что вы делали до восемнадцати лет?

— Собирал справки, — честно отвечал он, показывая целый ворох накопившихся листков убытия и прибытия, метрик, актов, протоколов, нотариально заверенных свидетельских показаний, объяснительных, запросов, писем, ответов.

— Всякий раз с меня требовали все новые и новые справки, я старательно собирал их, ксерил, обновлял, заверял, приносил, — рассказывал нам Дамир. — Но за это время служащие в кабинетах менялись, так что нередко после просмотра очередным клерком принесенного мною пакета документов слышал: «Зачем вы эту справку взяли, вам надо было другую, эта не нужна, принесите такую-то и такую», — и так до бесконечности. Когда я приносил искомое, выяснялось, что теперь нужно что-то новое, причем требовались вещи, которые я не мог исполнить в принципе. К примеру, чтобы оформить гражданство, на моем счете должно быть два с половиной миллиона. Я спрашиваю: «Как мне это сделать? Даже если бы у меня были такие деньги, кто мне откроет счет в банке без документов?» Потом потребовали решение суда о том, что я действительно проживаю в Казахстане с 1993 года. В суд без документов я тоже обратиться не мог, у мамы долго заявление тоже не брали — на основании того, что я уже совершеннолетний и должен сам подавать иск. В общем, все эти годы меня технично футболили, ссылаясь на статьи закона.

Собрав по многу раз нужные и ненужные бумаги и справки, но так и не добившись результата, Мубасари обратились за помощью к юристам. Каждый из них, узнав, в чем проблема, поначалу восклицал: «Пара пустяков!», но потом убеждался, что это полный тупик.

— Очередной юрист, которого мы наняли для разрешения этого вопроса, посоветовал… совершить преступление, чтобы мною, наконец, занялись соответствующие органы и выдали мне заветный документик, — говорит Дамир.

Корреспондент тоже попытался выяснить причину отказа в документировании и регистрации человека. И тоже услышал убийственное заключение: не положено, потому что не положено.

— Без документов живет? Ну, пусть обращается, — ответил один из тогдашних руководителей миграционной полиции, не особо стараясь вникнуть в суть проблемы. — Обращался уже? Что ему сказали? Не положено? Правильно сказали.

— Ну а что человеку делать-то?

— Пусть заявление напишет, справки соберет…

Помочь Мубасари взялся наш юрист. Они составили несколько заявлений в суд. Судебное заседание состоялось. На руках у многострадальных ходоков, наконец-то, появилось решение, гласящее о том, что Дамира Мубасари должны зарегистрировать по месту жительства — того самого, где он проживает с 1993 года. Причем прописку ему сделают задним числом.

— Оказалось, что такое возможно, — рассказывает Дамир. — На процессе прокурор спросил у представителей миграционной полиции: «Так можно?» Они ответили: «Да, есть такая статья». Непонятно, зачем тогда понадобилось столько лет мурыжить меня…

После этого Дамиру оформят вид на жительство и выдадут удостоверение личности как лицу без гражданства. Платежеспособность, как требовали от него ранее, подтверждать ему не нужно. Судья Ж. Смагулова напрямик поставила перед сотрудниками миграционной полиции вопрос: «Как может человек без документов предоставить такую справку, если он не может даже счет в банке открыть? Своими требованиями вы ставите его в тупик». Удивительно, но на этот раз все участники суда согласились с такой логической цепочкой.

— Повезло: и юрист, и судья попались нам грамотные и сильные, которые с пониманием отнеслись к моей ситуации, — сказал Дамир. — Судья, в частности, оговорилась, что вообще могла бы не принимать у меня заявление, ведь документов у меня нет. «Но такого не должно быть, — пояснила она. — Больше десяти лет человек живет без документов, мучается, а прошибить стену бюрократизма не может».

Молодой человек с радостью поделился, что по месту жительства он уже зарегистрировался, осталось обновить и принести несколько справок. В частности, из посольства Узбекистана ему нужно будет привезти две справки: о том, что он не является гражданином этой страны, и о том, что он там никогда не документировался. После этого можно будет, наконец, получить заветное удостоверение лица без гражданства. Очень надеемся на это.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях