#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
16 апреля
15 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(32)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(166)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(53)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(14)

Сотрудники АМТ: золотой фонд комбината

Сотрудники АМТ: золотой фонд комбината
eKaraganda

Пятнадцатого августа будет 45 лет, как работает на Карагандинском металлургическом предприятии Михаил Витущенко. Ветеран комбината прошел путь от инженера до генерального менеджера по качеству, продолжая при этом работать и на заслуженном отдыхе. Сегодня Михаил Федорович исполняет обязанности технического консультанта АО «АрселорМиттал Темиртау».

 

Михаил Витущенко - ветеран комбината, дважды лауреат премии комбината, награжден государственной премией Республики Казахстан в области науки и техники имени аль-Фараби, бронзовой медалью ВДНХ, медалью «Еңбек данқы» 3-й степени. 

Автор 35 статей и публикаций в научно-технических изданиях. Имеет 25 изобретений и патентов РК, в их числе «Способ производства агломерата», «Способ агломерации железорудной шихты», «Способ внепечной обработки высокопрочной стали», «Огнеупорная бетонная смесь для футеровки нагревательных печей», «Устройство для перезагрузки агломерата с агломашины на охладитель» и др.

Караганда, где родился наш герой, всегда считалась третьей угольной кочегаркой Советского Союза. Его четыре родных брата – шахтеры, и только Михаил Федорович стал металлургом.

- По окончании школы в 1969 году я подавал документы в Карагандинский политехнический институт на специальность «технология машиностроения», - рассказывает он. – Конкурсы тогда были серьезные - 4-5 человек на место, в итоге недобрал баллов. На следующий год друг сагитировал поступать во ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате на специальность «металлургия черных металлов». Так я стал учиться на металлурга. Руководителем дипломного проекта у меня был начальник агломерационной лаборатории ЦЗЛ Вячеслав Головкин. Поэтому, когда я по распределению попал на комбинат в 1975-м, меня приняли в агломерационную лабораторию ЦЗЛ инженером.

Весной того же года на Карагандинском металлургическом комбинате были запущены два крупных объекта - доменная печь №4 в комплексе со второй аглофабрикой (агломашины №5 и №6). Шло расширение не только по производственным подразделениям, увеличивалась и техническая служба. После запуска второй фабрики было создано агломерационное производство, куда вошли первая агломерационная фабрика, ДСФ, цех по переработке шламов и аглофабрика №2. На тот момент на аглопроизводстве работало более 2000 человек, агломерационная лаборатория насчитывала 13 сотрудников.

- Тогда и в ЦЗЛ было больше 500 человек, - вспоминает Михаил Федорович. - Кроме контрольно-испытательных лабораторий функционировали технологические лаборатории - агломерационная, доменная, конвертерная, мартеновская, лаборатория слитка (позднее - разливки стали), горячей прокатки, холодной прокатки, жести, покрытий, термическая и физическая лаборатория. Технологов было порядка 120 сотрудников. Это была настоящая прикладная заводская наука!

За почти 20 лет работы в ЦЗЛ Михаил Витущенко вырос от инженера до начальника группы. Затем появилась вакансия начальника доменной лаборатории. Михаил Федорович дал согласие на перевод и повышение, но все пошло не по плану. Когда начальник ЦЗЛ Анатолий Климушкин отправился подписывать его заявление к главному инженеру Владимиру Мирко, оказалось, что вакантно место начальника центральной теплотехнической лаборатории.

- И меня начали уговаривать пойти на эту должность, - рассказывает Михаил Витущенко. - Я долго сомневался, отказывался, но в конце концов в марте 1995 года стал начальником центральной теплотехнический лаборатории. Характер работы был абсолютно другой – наладка режимов работы металлургических печей. Это и зажигательные горны аглофабрики, воздухонагреватели доменных печей, печи обжига извести, методические печи, термические печи и многие-многие другие. Во время моей работы в ЦТТЛ мы участвовали в запусках первой и второй линий оцинкования, запустили вторую линию цинкования – это печи термохимического отжига. В общем, пришлось поднимать техническую литературу, изучать. Сам не понял, как втянулся, было такое ощущение, будто я проработал там много лет. Лаборатория была немаленькая. Трудилось около 30 сотрудников, состояла из нескольких групп.

В 2004-м Михаил Витущенко возглавил технический отдел комбината, а в конце 2007 года был назначен генеральным менеджером по качеству. Проработал он в этой должности восемь лет.

Состояние и перспективы аглофабрики

В 2015-м Михаил Федорович, будучи уже на заслуженном отдыхе, был приглашен в АО «АрселорМиттал Темиртау» в качестве технического консультанта. Первоначально основным направлением его работы была подготовка концепции реконструкции аглофабрики.

- В это же время был принят консультантом доктор наук из России, мой хороший товарищ Ю.А. Фролов, известный ученый в области агломерации, - рассказывает ветеран комбината. - Мы вместе готовили техническое задание на реконструкцию. Три агломашины – 5, 6 и 7 - должны пройти три этапа переоборудования. Это реконструкция газоотводящего тракта зоны спекания, установка новой газоочистки – электрофильтры вместо батарейных циклонов, установка новых более производительных эксгаустеров, а также заключительная стадия - автоматизация процесса.

Реконструкция была начата в 2015 году, первый этап реализовали на агломашине №7, в 2017-м - на агломашине №6. В 2018-м на 5-й агломашине выполнили два этапа одновременно - коллектор и эксгаустеры. Год назад приступили к постройке электрофильтра на 5-й машине с завершением строительства в текущем году. В результате этой модернизации увеличится производительность агломашин, повысится надежность обеспечения доменных печей агломератом, меньше будет страдать экология города.

- Главная проблема аглофабрики - большие выбросы пыли, - поясняет Михаил Федорович. - Мы надеемся на электрофильтры. Производитель гарантирует запыленность до 30 мг/куб.м. Но есть много нюансов касательно их работы.

Мы знаем, что основной источник выбросов серы приходит с одной конкретной рудой – кентобинской, где ее содержание составляет 2-2,8%. Там сера находится в соединении с железом, при обогащении магнитным способом она переходит в концентрат.

Для сравнения, во всех остальных видах сырья уровень серы 0,3-0,35. Через 3-4 года Кентобинское месторождение нельзя уже будет вырабатывать карьерным способом. Рентабельно строить шахту, так как запасов там больше 100 млн тонн, но это серьезные инвестиции.

Месторождение Атансор, хоть и не проблемное с точки зрения экологии, но через 7-8 лет исчерпает себя. Остается Атасуйское с подземной добычей и Лисаковское. Кстати, вторая аглофабрика и проектировалась под лисаковское сырье.

- Максимальные объемы его использования были в 1988-90 годах и составляли 5-5,3 млн тонн, - говорит Михаил Федорович. - Правда, и работали тогда двумя раздельными технологическими потоками. Низкофосфористый – первая аглофабрика, доменные печи №1, 2, мартеновский цех №1; высокофосфористый – вторая аглофабрика, доменные печи №3, 4, конвертер. Именно в это время комбинат и достиг максимального объема производства – 6,2 млн тонн стали в год. Сейчас среднесрочной стратегией планируется только 5 млн стали в год, то есть мы еще не вышли на советские объемы производства.

Преимущества природного газа

Сегодня власти области, администрация компании «АрселорМиттал Темиртау» и Министерство энергетики обсуждают возможность перехода комбината на природный газ. Это станет возможным благодаря строительству магистрального газопровода «Сарыарка». Использование природного газа позволит отказаться от энергетических углей, мазута и других видов топлива, которые являются источниками загрязнений атмосферного воздуха. С приходом природного газа на комбинат минимизируется воздействие работы предприятия на окружающую среду.

- «Уникальность» нашего предприятия заключается в том, что мы единственный металлургический интегрированный комбинат с полным циклом на постсоветском пространстве, который не имел никогда внешнего источника газового топлива, - делится Михаил Федорович. - Наш энергобаланс построен на собственной генерации доменного и коксового газов. Они в отдельности или в смеси используются на наших металлургических печах всех подразделений. Лишь при запуске линии цинкования из-за требований технологии к качеству топлива добавилась паровая фаза сжиженного газа. Раньше объемы производства были хорошие и балансы газа соответственно тоже. Сегодня коксохимическое производство «хромает» по объемам производства кокса, и комбинат испытывает постоянный дефицит коксового газа. А значит мы не можем обеспечить проектные калорийности смешанных газов для печей.

Когда Михаил Витущенко работал начальником теплотехнической лаборатории, комбинат уже тогда готовил технико-экономическое обоснование на использование природного газа. Газопровод в конце 80-х должны были тянуть из Тюменской области. Вопрос был практически решен, если бы не развал Советского Союза.

- Когда пришел запрос из отдела промышленности областного акимата относительно потребности нашего предприятия в газе, мы просчитали предварительно объемы, - говорит Михаил Федорович. – Если мы получим природный газ, то на первом этапе сможем убрать дорогие покупной мазут, сжиженный газ, затем попытаемся ограничить использование станциями твердого топлива. При этом понимаем, что от собственного промпродукта с нашей углеобогатительной фабрики и ЦОФ «Восточная» мы никуда не денемся. В итоге наша потребность в газе оценивается в 1,6-1,8 млрд кубов. На первом этапе нужно около 700 млн кубов. Пока этот вопрос все еще на стадии обсуждения.

Зачинатель династии

Ветеран комбината Михаил Витущенко пришел на предприятие не один. С супругой Ниной Сергеевной они учились в одной группе еще в институте. По распределению она тоже попала на комбинат. Последнее место ее место работы перед выходом на заслуженный отдых – начальник бюро организаций труда доменного цеха. Михаил Федорович стал зачинателем целой династии металлургов. Старшая дочь Елена трудится в производственном отделе комбината на участке ЦГЦА. Сын Антон работает вальцовщиком на второй линии ЦГЦА. Две племянницы тоже на заводе – Александра Косова в бухгалтерии, Ольга Матросова – в доменном цехе. Зять Владимир Яли – водопроводчик на четвертой доменной печи, муж племянницы Андрей Шащин – машинист загрузки на доменной печи №3.

- Почти вся семья на металлургическом предприятии, - с гордостью резюмирует Михаил Федорович. – Подрастает уже новое поколение. Внук Георгий Яли в этом году окончил Карагандинский государственный технический университет по специальности «логистика», надеюсь, что и ему найдется место среди металлургов. Внучка Даша пока окончила 6 класс, о призвании думать рано. Не знаю, как долго я еще проработаю, но всегда переживаю за будущее моих детей и внуков. Хочется, чтобы комбинат развивался, осваивал новые виды продукции, руководство компании не жалело средств на модернизацию оборудования, думало больше о людях. Если будет будущее у предприятия, будет жить и город.

По материалам газеты Metallurgy today

 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях