#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 апреля
22 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(40)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(206)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(59)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

ЧП и творчество: как творят и живут карагандинские художники на карантине

ЧП и творчество: как творят и живут карагандинские художники на карантине Художник Жомарт Малик в мастерской
eKaraganda

Режим ЧП и карантина принес немало трудностей: многим предприятиям малого и среднего бизнеса пришлось остановить работу. Нелегко приходится и художникам: мастерские закрыты, преподавательская деятельность тоже приостановилась. Вдохновению это, правда, не помеха: появляются новые идеи, проекты, художники пересматривают свою работу и находят в себе новые таланты.  

Карагандинская художница Евгения Шульц, которая работает с шерстью и войлоком, признается: фраза «дома нечего делать» - не про нее. Лучшим отдыхом для тех, кто сейчас дома, она считает смену занятий и поиск интересов, не требующих больших материальных и физических затрат.

- Если не хватает идей – можно создавать поделки из подручных материалов с помощью интернета, - добавляет Евгения. – Даже в университетах изучают художественную обработку нетрадиционных материалов. Однажды я приготовила для мастер-класса большую трубу – ее друзья привезли прямо с завода, мешковину, мех, красивую тесьму, фетр. Через два часа творческого эксперимента мы получили напольную вазу «Той бастар». Иностранные делегации, посещающие Дом дружбы, фотографировали ее, отмечая национальный колорит.

Для младшего состава этнокультурных объединений в Доме дружбы, где работает Евгения, придумали инсталляцию «Машина времени» - из фольги, коробок разной формы, железных деталей, проводов и шурупов. Дети в итоге не только реализовали свою фантазию, но и придумали собственные рассказы, а рукотворной игрушки хватило на несколько занятий.

- У каждого в доме есть ненужные вещи, которые хозяйка собирает по принципу «выбросить жалко». Сейчас пришло их время, - делится Евгения Шульц. - Сама профессия художника предполагает работу в отдельной творческой мастерской, и в таком помещении, в атмосфере спокойствия, рождаются картины, которые потом обязательно находят свой дом. Поэтому экспериментировать с подручными материалами можно и нужно: это может быть аппликация, тематические инсталляции, вазы, изготовление одежды для кукол из бумаги и ткани, нетканый гобелен из старых ниток, панно из природных материалов. Перечислить все виды экспериментального творчества невозможно.

Преподавательскую деятельность во время карантина Евгения не прекратила – продолжала давать рекомендации ученицам по почте, выходила в Skype, выставляла декоративные изделия в Instagram. А избыток свободного времени имеет свои плюсы, считает художница, которая, как и ее коллеги, находится в творческом поиске. Она определилась с новой техникой, по интернету нашла мастеров, получила от них консультации. Какая это будет техника – пока секрет.

- За месяц карантина я сделала 8 картин для следующей выставки, 9 декоративных войлочных сумочек и сейчас пишу новую исследовательскую работу, - рассказывает художница. - На изготовление одного изделия уходит одна-две недели, но в этот раз получился марш-бросок. Заготовки делаю заранее, потом остается только сбор, украшение, изготовление подрамников, натяжка полотен. Правда, настроение занижает ситуация в мире: мне очень жалко болеющих людей, и глубочайшее уважение вызывает ежедневный подвиг медработников. Чем можно помочь? Самоизоляцией. Поэтому – заводите себе интересы!

Для члена Союза художников РК, художника-графика Марьяны Макеевой преподавательская деятельность - основной источник доходов. После введения ЧП Марьяна была вынуждена закрыть мастерскую, поэтому сейчас не имеет к ней доступа. В то же время, признается она, мало что изменилось, за исключением того, что нельзя преподавать оффлайн и работать в мастерской.

- Приходится работать дома, но в этом есть плюсы: параллельно успеваю много домашних дел, больше внимания уделяю ребенку, ведь во время карантина дочь тоже не посещает учебу, - делится Марьяна Макеева. – Появилась возможность, что называется, подтянуть «хвосты», поработать над старыми задумками, развить идеи, до которых раньше не доходили руки, заняться семьей и творчеством. Кроме того, благодаря самоизоляции я заметила хорошие перемены в своем здоровье: сезонные инфекции этой весной отступили. Но я очень скучаю по живому общению с учениками, хотя мы продолжаем занятия онлайн.

Карагандинка Юлия Ляндаева, автор необычных рукотворных брошей, тоже ощутила на себе последствия ЧП и карантина. Девушка на всякий случай позаботилась о запасе средств для оплаты аренды мастерской, хотя все необходимые для отсрочки документы у нее приняли.

- Я сейчас тоже тружусь дома, забрала из мастерской стол и лампы: у меня не было именно рабочего уголка, - признается Юлия. - Тем не менее, работа осложняется: домашних дел и забот немало, а заказы хотя и есть, но они сократились. Дело еще и в том, что магазины, с которыми сотрудничаю в Алматы и Нур-Султане, тоже закрыты и работают в пол силы. А ежемесячный доход складывался и от продаж аксессуаров в том числе оттуда. То есть, и не скажешь, что дело полностью остановилось, но все не так, как раньше.

А у художника и мастера декоративно-прикладного искусства Жомарта Малика, который живет и трудится в селе Сартобе Бухаржыраусого района, все складывается позитивно. Он преподает в местной основной школе – сейчас дистанционно, а также ведет кружок «Жас шебер», где обучает ребят уже более 15 лет. Кроме того, Жомарт Маликович проводит мастер-классы, создает произведения и в карагандинском Доме дружбы в центре «Қазақтану». Для этого центра он изготовил юрту, шанырак, кереге и национальные аксессуары, которые до сих пор украшают интерьер.

- Сам я преподаю уже более 25 лет, творчеством занимаюсь с детства, а мой кружок посещают много учеников, которые участвуют в различных областных, республиканских и международных конкурсах, - рассказывает Жомарт Малик. – Преподаю сейчас в онлайн-формате, работаю дома – в небольшом кабинете: занимаюсь резьбой по дереву, делаю из дерева кобызы и домбры, создаю портреты на шкурах.

Однако и проблемы есть, признается Жомарт Маликович: очень сложно достать заготовки, есть вопросы с материалом, хотя запасы для изделий имеются. Поэтому мастер разрабатывает новые идеи, копит вдохновение, а также пробует себя в резьбе по кости. Этот материал очень хрупкий и требует особого подхода – в Казахстане это делают единицы художников, но Жомарт Малик продолжает совершенствовать свое мастерство. 

    • Рассылка: