#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 апреля
22 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(40)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(203)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(59)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Бизнес-сообщество Караганды полагает, что ДГД найдет новые способы доначислений

Бизнес-сообщество Караганды полагает, что ДГД найдет новые способы доначислений
eKaraganda

Заместитель директора по правовым вопросам региональной палаты предпринимателей «Атамекен», представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей РК по Карагандинской области Жмук Геннадий с точки зрения добросовестного предпринимателя рассказал о судебной практике рассмотрения споров по обжалованию уведомлений департамента государственных доходов и исков о признании сделок недействительными. 

- Геннадий Николаевич, расскажите что за собой влечет исключение статьи о «лжепредпринимательстве» из Уголовного кодекса?

- Это – итог многолетней работы общественных объединений и Палаты предпринимателей РК по разрешению данной проблемы. Напомню, что в результате манипулирования данной статьей Департаменты государственных доходов предъявляли доначисление НДС и КПН контрагентам «лжепредприятий». В целом от таких проверок и выставленных уведомлений пострадали более 35 тысяч предприятий МСБ и ряд крупных частных компаний. Одной из причин такого положения, по нашему мнению, послужила и судебная практика.

- Какие именно уведомления получали предприниматели?

- Я коснусь оспаривания не всех уведомлений, а только, связанных с налоговыми проверками, проводимыми в соответствии с УПК и решениями судов о признании регистрации юридических лиц недействительными. К примеру, областной Департамент госдоходов в отношении учредителей некоторых предприятий возбуждают уголовные дела. В ходе расследования учредители дают показания о том, что они к хоздеятельности отношения не имеют, счета-фактуры не подписывают. Следователи выносят постановления о проведении тематических проверок в отношении контрагентов этих предприятий. Прокуратура области согласует данные проверки. По результатам проверок добросовестным предпринимателям – контрагентам доначисляются значительные суммы налогов и выставляются уведомления в соответствии с налоговым законодательством РК. Предприниматели вынуждены оспаривать законность данных уведомлений о начислении налогов в суде.

- Имеют ли право предприниматели привлекать контрагентов в данном случае?

- Контрагент оказывает услуги, либо поставляет товар. Сделки, которые совершаются от имени предприятия, по форме законны и реально осуществлялись. Однако данный факт не берется в учет ДГД. Их задачей остается собрать дополнительные налоги. И в судебных заседаниях прокуроры, безусловно, поддерживают доводы ДГД, заученно повторяя их в своих выступлениях. Сейчас по республике остаются в районе 35 тысяч добросовестных контрагентов, у которых имеются начисленные штрафы и пени. Национальная Палата предложила Комитету госдоходов снизить эти штрафы.

Суды первой и апелляционной инстанций принимают решения об отказе в признании уведомлений незаконными

- Сколько подобных случаев было обнаружено в регионе?

- За этот год было около 40 официальных обращений в Палату. Сложившаяся судебная практика на наш взгляд позволяет налоговикам легко и просто доначислять налоги, бодро рапортуя об успехах вышестоящим органам. Большую обеспокоенность у предпринимателей вызвал тот факт, что при рассмотрении споров об оспаривании таких уведомлений, нарушались конституционные принципы – верховенство закона, презумпция невиновности, добросовестность налогоплательщика, предпринимателя.

- Статью исключили, а не придумают ли другие способы высасывания денег у бизнесменов?

- Да, бизнес-сообщество полагает, что департаменты государственных доходов найдут новые способы использования других статей уголовного кодекса (далее - УК). Основания для опасения есть: дела, возбужденные по одной статье (ст. 215 УК) могут переквалифицировать на другую (ст. 216 – Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ). Говоря другими словами, вновь по контрагентам таких предприятий будут проводиться тематические проверки и снова доначисляться налоги за «того парня». В общем, бизнес – сообществу надо готовиться к новым испытаниям. Однако замечу, в случае изменения судебной практики, есть надежда на лучший исход по таким спорам.

- Какие еще имеются проблемы в отношении между ДГД и бизнесом?

- В последнее время ДГД и его подразделения стали инициировать подачу исков о признании сделок недействительными между налогоплательщиками (субъекты бизнеса). Иски в суд со стороны ДГД подаются о признании недействительными договоров по мотивам их заключения с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества. При этом в качестве аргументов приводятся указание на их «фиктивность», а в свою очередь фиктивность основывается только на показаниях директора либо учредителя предприятия. Я в настоящее время участвую в трех такого рода разбирательствах и добавлю еще, что уведомления в рамках налогового законодательства обжалованы в Министерство Финансов в апелляционную комиссию. Кроме того, ДГД в этом случае, исполнять свои прямые функциональные задачи не хотят, и переносят разбирательство в плоскость гражданско-правовых отношений, перекладывая исполнение своих функций на суды.

- А что делают суды?

- А суды идут на поводу у ДГД, подменяя судебное разбирательство на налоговую проверку. Как показывает практика, налоговые органы очень часто не различают ничтожные и оспоримые сделки. К ничтожным относятся сделки, недействительность которых прямо установлена законодательством. Признание таких сделок недействительными в судебном порядке не требуется. Однако ДГД подает такие иски.

- В чем разница между этими сделками?

- Оспоримые сделки действительны до их признания недействительными в суде, а ничтожные недействительны с момента их заключения. При этом ничтожность (недействительность) сделок устанавливается уже в акте проверки. К таковым, по мнению налоговых органов, чаще всего относятся сделки с «фиктивными» фирмами, сделки, совершенные с целью уклонения от уплаты налогов или направленные на незаконное возмещение НДС и так называемые «бестоварные» сделки. То есть, уже признав такую сделку ничтожной, ДГД все-таки подают иски о признании их недействительными в суд. О мотивах подачи я уже сказал.

- Разъясните при каких обстоятельствах ДГД может обратиться в суд в отношении налогоплательщика?

- При невозможности привлечения к ответственности лица, выписавшего фиктивный счет-фактуру, органы государственных доходов имеют право обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о признании сделки недействительной.

- Можете привести конкретный пример?

- Директор ТОО от следствия не скрывается, однако по делу проходят как свидетели. Более того, налоговая проверка, инициированная в рамках этого уголовного дела, не окончена. Таким образом, Верховный суд РК однозначно определяет право ДГД о подаче исков о признании сделок недействительными, только если есть безусловные основания о невозможности привлечения к уголовной ответственности лица, выписывавшего фиктивные счета-фактуры. То есть, правом на подачу исков в суд в порядке гражданского судопроизводства о признании сделки недействительной, ДГД в рассматриваемом случае не обладает. Как в дальнейшем пойдет судебная практика (имея печальный опыт) предугадать не сложно. Однако пресловутый «государственный интерес» превратно (т.е. ложно) толкуемый налоговиками и поддерживаемый судами продолжает торжествовать. Судебные прецеденты специализированный межрайонным экономическим судом Карагандинской области созданы. При этом экономический эффект достигнут не будет (как в случае с контрагентами лжепредприятий). Я бы отметил, что наоборот, эффект будет отрицательный: многие предприятия вновь будут банкротиться, некоторые будут просто брошены, не говоря уже о моральных издержках. Остается, надеется на апелляционную и кассационную инстанции. Работа в этом направлении есть. С Верховным судом проведена и продолжается большая работа. Задача НПП и госорганов с помощью законов обеспечить полную защиту честных и добросовестных предпринимателей.

Зарина Буенбай 

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях