#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
18 апреля
17 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(33)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(175)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(54)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Журналист меняет профессию: санитар дома престарелых

Журналист меняет профессию: санитар дома престарелых
eKaraganda

Многие думают, что в домах престарелых люди несчастны! Эти многие совершенно правы. Но несчастны обитатели подобных учреждений не потому, что их не кормят, или они замерзают, или страдают от плохого обращения. Они несчастны потому, что находятся не дома, несмотря на присутствие этого слова в наименовании учреждения. Журналист Алиса Войташенко попыталась понять - чего не хватает для счастья опекаемым дома престарелых и инвалидов, став санитаркой.

КГУ "Медико-санитарное учреждение престарелых и инвалидов Абайского района Карагандинской области" - это большое здание. Там тепло, светло и уютно. В комнатах чисто, есть вся необходимая мебель, находящаяся в отличном состоянии, телевизор, холодильник. В здании есть концертный зал, библиотека, фонд которой ежегодно пополняется, столовая, массажный кабинет. В доме могут находиться 100 человек, но на данный момент есть три свободных места. За всеми опекаемыми налажен высококлассный уход - специалисты по социальной работе, медицинские работники, санитарки и многие другие обеспечивают комфорт престарелых людей и инвалидов. Но почему же эти два слова - дом престарелых - имеют такую неприятную тень?!

Каждому из нас хочется быть молодым, красивым, успешным. От чего зависит возможность обладать этими качествами - сложно сказать. 97 человек дома престарелых и инвалидов города Абай - это несчастные люди, несмотря на то, что многие люди стремятся это исправить. За каждой дверью комнаты непростая судьба, сломленный дух, отчаяние. Говорят, что в жизни нам даётся столько испытаний, сколько мы способны вынести. А вот эти люди не смогли преодолеть всех тех трудностей, которые выпали на их долю, и теперь они здесь.

Все мы будем старыми

Ключевой сотрудник дома престарелых - санитарка. За обитателями учреждения должен быть уход. Это означает, что нужно не только убрать в комнате, постирать и накормить, но и делать порой очень неприятные вещи. Многие опекаемые не могут самостоятельно ходить в туалет, принимать душ. И эта забота ложится на плечи санитарки, зачастую очень хрупкой женщины.

Людмила работает санитаркой уже много лет. Я спрашиваю у нее, как она находит в себе силы, ведь люди немощные? Но в ответ женщина отвечает совсем не то, что я ожидала услышать:

- Люди разные, - говорит она, - но у меня получается ладить с ними. Главное не только уход, но и внимание, и тогда всё будет хорошо.

И я повторяю свой вопрос, и мне становится понятно, что Людмила попросту не задумается обо всём неприятном, что ей приходится делать каждый день. Поэтому и ответ такой. Со второго раза мы друг друга понимаем, и санитарка говорит, что на неприятные запахи, как и на многое другое, она не обращает внимания. Она думает о том, что все мы будем старыми, и каждому из нас нужна будет такая помощь.

- Здесь сможет работать не каждый человек, - говорит Людмила. - В первую очередь в человеке должны быть любовь и доброта, чтобы делать такую работу.

Но вместе с тем, санитарка выполняет не только работу, которая указана у нее в трудовом договоре. Порой она и побеседует со стариками, выслушает проблемы и переживания, и если не даст совет, то хотя бы посочувствует. Получается, быть санитаркой - это не только иметь работу ради денег. Быть санитаркой - это жить ради работы.

Нет смысла в жизни

Лидия М. уже девять лет живет в доме престарелых. Ей дали отдельную комнату после такого долголетнего проживания с различными соседками. Теперь она сама себе хозяйка. На стуле возле кровати аккуратно расставлены лекарства, стоит фотография - это Лидия в молодости.

- Когда я в первый раз вышла замуж, мы с мужем поехали в Абай, он работал шахтером, - вспоминает женщина. - Жизнь не сложилась. Потом я вышла во второй раз замуж. Но мой муж заболел и умер. Мне отрезали ногу. Девять лет я уже здесь.

Лидия говорит, что в комнате она делает всё сама, несмотря на то, что у нее нет одной ноги.

- Встаю и потихоньку всё вытираю, - говорит она. - Я раньше была как Майя Плисецкая, а сейчас посмотрите, на кого я похожа. А если не буду совсем ничего делать?!

Женщина говорит, что хотела уехать на Украину к племяннице, но там сейчас война.

- Я так много денег потратила на бумаги, чтобы уехать, и всё зря!

Когда мы уходили из этой комнаты, женщина попросила поцеловать нас. Она подержала мои руки и расцеловала в обе щеки. Не знаю, почему она захотела так сделать, но это было очень трогательно.

После этого мы зашли в комнату Елены Д. Женщине 57 лет, она инвалид. Елена встретила нас сидя на кровати, она вязала. Говорит, что вяжет и на заказ, и для себя.

- Ноги отрезаны. На улице жила, отморозила. Семь лет прожила на старом аэропорту под трубами.

Елена не всё открыто рассказывает о себе, но становится ясно, что вела она беспорядочный образ жизни. Пила, скиталась. Её муж от такой жизни умер, она обморозила ноги, и вот теперь живет здесь. Администрация учреждения говорит, что несмотря на прошлое женщины, здесь с ней никогда не было проблем. Она бросила пить и курить, и говорит, что теперь ей этого добра и даром не надо.

- У меня есть два сына, но они живут в однокомнатной квартире, которую купили в ипотеку. Один из сыновей женился недавно. Все втроем в одной комнате живут. Мне там места нет, - говорит Елена.

Женщина говорит, что и хотела бы, чтобы сын забрал ее, но никогда не решится даже попросить его об этом.

- Мои ноги были длиннее, - говорит женщина, - из-за сахарного диабета постоянно кровят, пришлось отрезать еще короче. Раньше я могла на коленях постоять, пока постель меняют, а теперь встать не могу, боль невыносимая.

В следующей комнате три года как живет Юлия Б. Ей недавно исполнилось 77 лет. Судьба этой женщины трагична. Даже не верится, что на долю одного человека может выпасть столько бед.

- У меня умер старший сын, - начала женщина, - потом муж, потом дочка пропала, потом еще сын...

После третьего "потом" женщина остановилась, в её глазах появились слезы, с трудом пересилив себя, она продолжила:

- Завтра будет два года, как умер внук, я его воспитала. Давление у меня поднимается до 250-240. Уже давно я перенесла инфаркт, а перед новым годом - инсульт, отнялась рука. Следить за собой сама я уже не в состоянии, поэтому живу здесь.

Поле того, как не стало внука, женщина продала квартиру, все вещи раздала соседям, а фотографии порвала, потому что слишком больно на них смотреть. Сейчас она живет здесь, в доме престарелых, иногда задумываясь о том, почему именно в её жизни было столько несчастий. Но Юлия принимает всё это, она смирилась и говорит, что пусть всё будет так, как есть. Не надо возвращать время назад.

Женщина показывает своё маленькое богатство: гель для душа и крем, который ей подарили на день рождения, новогодний пакетик от подарка со сладостями, вспоминает, что на новогодние праздники были и ёлка, и Дед Мороз.

- Здесь хорошо, - говорит женщина. - Чего не хватает, так я сама покупаю - чай, мед, печенье, масло. А что мне еще нужно?! Сейчас одна только дорога ждет меня.

Да. Большинство стариков думают о смерти, но у людей, которые находятся в доме престарелых, какое-то особое отношение к ней. Возможно, я ошибусь, но у меня сложилось впечатление, что эти люди не боятся смерти. Они будто ждут ее. И когда она придет, не будут сопротивляться, а пойдут вперед, как старые друзья. Вот чего боятся опекаемые, так это двух палат, которые есть в учреждении.

Палата №2

Две палаты занимают лежачие опекаемые. Эти люди не в состоянии даже ложку взять в руки. Они не ходят сами в туалет, не могут принять душ, поэтому, несмотря на все усилия сотрудников дома престарелых, в палатах стоит неприятный запах.

Я присутствовала во время кормления. Медицинские работники с ложки кормят каждого, терпеливо ждут, когда человек прожует пищу. Да, это страшно. Изможденные тела, еда, которая не в радость, а нужна лишь для того, чтобы не умереть. И ведь государство всеми силами борется за жизнь этих людей, создавая все условия, но парадокс в том, что такая жизнь никому не в радость. Поэтому те, кто еще в состоянии худо-бедно ухаживать за собой, страшатся этих палат. Уж лучше умереть во сне, или во время операции, чем долгие годы ждать конца.

Но среди седых голов из дальнего угла палаты на нас глядят любопытные глаза. На женщину невольно обращаешь внимание, ведь она явно моложе остальных. Её зовут Наталья. Мне рассказали, что раньше она работала в службе скорой помощи, но жизнь ее не сложилась. Вместе с мужем они начали пить, а теперь она здесь. Сотрудники дома престарелых говорят, что Наташа ленится, возможно, она могла бы и встать, но почему-то не стремится к этому.

 

Как не старайся, не получается в полной мере менять профессию. Я помыла пол в палате и протерла стекло двери, а всё больше разговаривала да спрашивала. Но я поняла, что работа санитарки - это не только тряпки, ведра и швабры. Это гораздо большее! У санитарки дома престарелых должна быть большая душа, а еще талант слушать и слышать. А уж это я умею!


Алиса ВОЙТАШЕНКО

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях