#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
23 апреля
22 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(40)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(201)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(59)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Биологический терроризм

Биологический терроризм
kriminalka.kz

Начнем издалека и не с самой оптимистичной ноты. По сведениям Карагандинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, прошлый год выдался на редкость неблагоприятным для поголовья сайги. А именно, для ее бетпакдалинской популяции, к которой относятся и копытные, встречающиеся в нашем регионе, пишет газета "Криминальные новости".

— В 2014 году численность сайгаков достигала 216 тысяч голов. Я говорю только о бетпакдалинской популяции, не беря в расчет устюртскую и уральскую, — рассказывает Вадим Ботов, начальник отдела животного мира и охотничьего хозяйства. — Последний авиаучет проводило РГКП «ПО «Охотзоопром» в апреле 2015 года. Обычно в этом принимает участие институт зоологии из Алматы, но на сей раз их не было, и тендер выиграла общественная организация АСБК — Ассоциация сохранения биоразнообразия Казахстана.

Ей предстояло провести камеральную обработку собранных материалов, однако этого не произошло, потому что вскоре после авиаучета, уже в мае случился массовый падеж сайги. Предположительная причина — эпидемия пастереллеза. Правда, падеж не коснулся животных, которые обитают на территории Карагандинской области, а охватил только Костанайскую, Актюбинскую и Акмолинскую. Тем не менее, по официальным данным, полегло около 150 тысяч сайгаков из 216 тысяч, а по неофициальным — даже больше…

Несмотря на такое экологическое бедствие, браконьерство в наших краях продолжает процветать. За минувший год в Карагандинской области было зафиксировано восемь фактов незаконного отстрела сайги. Разумеется, это лишь верхушка айсберга, поскольку приловить «вольных стрелков» на горячем получается далеко не всегда.

— Сейчас зима, и настоящей бедой становятся высокоскоростные снегоходы, — отмечает Вадим Иннокентьевич. — Браконьеры уже не гоняют сайгаков на старых снегоходах типа «Буран», «Тайга» или «Рысь» российского производства, они ездят на новых канадских «Бомбардирах» и японских «Ямахах», которые развивают скорость до 140 километров в час. Уйти от них по снегу ни одно животное просто не в состоянии. В связи с этим у меня даже появилось выражение «биологический терроризм». Как еще можно назвать подобное? Сайгу уже довели до такого состояния, что она вынуждена прятаться в камышовых зарослях замерзших озер, хотя это для нее совершенно не характерно!

А теперь, вполне проникнувшись сутью проблемы, ознакомимся с двумя приговорами, которые недавно вынес Нуринский районный суд.

Первый из описываемых случаев, ставший предметом судебного разбирательства, произошел ровно год назад. При проведении рейдовых мероприятий в окрестностях села Щербаковское обнаружились четыре сайгачьи туши. Вскоре были задержаны и двое подозреваемых — кстати, оба они работают частными судебными исполнителями. К незаконному делу мужчины подошли обстоятельно, на двух «Ланд-Крузерах» и с парой снегоходов. Теперь все это, согласно решению суда, подлежит конфискации в доход государства. Плюс почти по 4 миллиона тенге штрафа на брата и лишение права заниматься охотничьей деятельностью сроком на год, не говоря уже о возмещении солидных расходов на ветеринарную и биологическую экспертизы.

Второй случай имел место в октябре, в степном массиве неподалеку от села Талдысай. Там была остановлена автомашина марки «Ауди-80»; при ее осмотре инспекторы изъяли разделанное мясо сайги и 18 пар свежеспиленных рогов. В дальнейшем служители Фемиды сочли вину подсудимого, уроженца Акмолинской области, доказанной, а гражданский иск от Комитета лесного и охотничьего хозяйства в размере около 7,5 миллионов тенге — подлежащим удовлетворению в полном объеме…

Как видим, выходки нарушителей природоохранного законодательства крепко бьют по их карману. Однако достаточно ли справедливы такие наказания? Не слишком ли они мягкие, если речь идет об истреблении редких и исчезающих видов животных?

— На моей памяти еще не было такого, чтобы людей за браконьерство приговаривали не только к штрафам и условным срокам, но и к реальному лишению свободы, — говорит Вадим Ботов. — Единственным исключением оказался случай в 2014 году в Акмолинской области, где в поле нашли более 70 туш сайги и задержали группу из четырех браконьеров: один получил потом четыре года, остальные — по три с половиной. Но в скором времени, надеюсь, к этому вопросу станут подходить жестче. Потому что недавно, в конце января, состоялось протокольное совещание под председательством вице-министра сельского хозяйства, по его результатам МВД поручено разработать и внести в Уголовный кодекс более строгие меры против браконьерства.

Кирилл КРУГЛОВ  

    • Рассылка: 






    Предложить новость
    Мы в соцсетях