#КүшiмiзБiрлiкте

Лента событий

Вчера
21 апреля
20 апреля

ОПРОС

А вы привыкли к новому времени?
  • Да, уже не чувствую разницы;(39)
  • Нет! Очень тяжело до сих пор. Особенно по утрам;(192)
  • В целом, да, но зачем это было нужно?(56)
  • Не собираюсь привыкать, живу по-старому времени.(15)

Ни один «Zoom» не передаст живого общения: как карагандинские педагоги переживают дистанционное обучение

Ни один «Zoom» не передаст живого общения: как карагандинские педагоги переживают дистанционное обучение Источник фото: newtimes.kz
eKaraganda

Когда ты на «дистанционке», тратить время на поездку в учебное заведение не нужно: взял ноутбук – и уже на занятии. Для учеников это возможность научиться планировать день, самостоятельно распределять время. Но бывают и случаи, когда дети списывают, поздно сдают задания или вдруг начинают писать аккуратным взрослым почерком в тетради. Так или иначе, карагандинские учителя – на стороне традиционного обучения. Можно ли объективно оценить труд ребенка дистанционно, скучают ли по своим ученикам и студентам, преподаватели в преддверии профессионального праздника рассказали ekaraganda.kz.  

Эдуард Камалов обучает школьников среднего и старшего звена истории и основам права в карагандинской средней школе №17, его коллега Евгений Мясников – тем же дисциплинам, но в саранской школе-гимназии №17. С Екатериной Рент школьный путь начинают ребята из начальных классов в карагандинской гимназии №1, а Татьяна Кириченко обучает математике, алгебре и геометрии учеников среднего и старшего звена в гимназии №45. Их коллега Вера Абишева, профессор кафедры журналистики Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, преподает студентам и магистрантам. Всех наших героев объединяет одно: любовь к своему делу и желание во что бы то ни стало помочь своим воспитанникам стать грамотными и компетентными людьми. 

Эдуард Камалов

- Педагоги – люди креативные, и смогли даже из дистанционного обучения извлечь пользу, - признается Эдуард Камалов. - Это освоение мессенджеров и их возможностей – мы можем работать с детьми, которые временно не могут посещать школу. Это и широкое использование технологий на синхронных уроках: не все школьные кабинеты имеют цифровое оборудование. Наконец, это шанс задействовать инновации, и здесь проявить себя могут молодые педагоги.

Екатерина Рент согласна, что плюсы в дистанционном обучении есть: дети сумеют сами освоить тему, научатся выделять главное и емко это подавать. Ребята учатся искать источники дополнительной информации – это особенно касается познания мира и естествознания. На уроках Екатерина Владимировна всегда старается включать камеру, чтобы они с учениками друг друга видели.

Ребёнок самостоятельно развивает функциональную грамотность, активно «добывает» знания, творчески подходит к решению проблем , а учитель, по сути, направляет детей, чтобы они учились сами – сейчас эта схема действует на все сто процентов. Обновленное содержание образования, которое практикуется не первый год, проявляется в действии, отмечает Татьяна Кириченко.

Евгений Мясников

- Плюс дистанционного формата – возможность для ребят грамотно планировать день, - добавляет Евгений Мясников. – Но тут я сторонник офлайн-режима – когда ребенку высылаются материалы, в удобное время он выполняет задание, а я с ним на связи, чтобы что-то пояснить. К сожалению, интернет-связь у нас не такая хорошая, как хотелось бы, и это накладывает свой отпечаток.

Вера Абишева считает дистанционное обучение продуктивным выходом из ситуации – при наличии технических возможностей. В КарУ целенаправленно подготовили для студентов учебно-методические комплексы, лекции и презентации по всем дисциплинам, задания для практических занятий и самостоятельной работы. И с одной стороны, это шанс развить в себе ответственность, креативность, творчески использовать доступные материалы, взаимодействовать на расстоянии – важные для будущей профессии качества, говорит Вера Тукеновна.

- И на дорогу в вуз не надо тратить время – студенты сами говорят об этом: проснулся, взял ноутбук, и уже на занятии, - добавляет профессор. – Также ребята отмечают, что, находясь дома, можно не стоять в очереди в буфете и сразу же перекусить.

Когда даже в вынужденном новшестве есть плюсы – это прекрасно, но и о возвращении к традиционному обучению не зря говорят и родители, и дети. Преподаватели согласны: дистанционное обучение, говорит Эдуард Маратович, не может полностью заменить работу в школе, тем более что он на себе испытывает все сложности ежедневного «общения» с компьютером. Страдает и социализация ребят: нет дополнительных совместных дел, праздников, соревнований.

Екатерина Рент

- Поначалу было сложно войти в эту колею, но нас не подводит интернет – возможно, потому, что ученики в основном живут в центре Караганды, - делится Екатерина Владимировна. – Однако дети скучают по школе, да и сейчас куда больше времени проводят у компьютера, что влияет на зрение. Поэтому на уроке я стараюсь минут 10 объяснять тему, а потом ребята пишут в тетради.

Евгений Александрович самым главным минусом называет качественный состав преподавателей – эту проблему, говорит он, «дистанционка» показала четко: известны случаи, когда педагог может просто прислать свой поурочный план, а ребенок разбирается в нем сам. Из-за таких ситуаций страдает репутация педагогов.

- А я часто сталкиваюсь с тем, что ни ученики, ни родители не могут рационально спланировать день: уроки ребята могут делать поздно ночью, подстраиваясь под свободное время родителей. Отсюда – недосып, утомляемость, и это может повлечь жесткую негативную реакцию и неприязнь к учебе, - говорит Татьяна Кириченко. – Кроме того, мы привязаны к технике и зависим от интернета. У кого-то компьютер не принимает программу, не выдерживает соединения – особенно, если это старые модели техники, и проблема не только в этом. Когда половина класса не сдала задания – начинать проверку смысла нет: проверяя первые сданные работы, возвращать их ученикам для изучения ошибок необходимо сразу, но это нелогично: дети начинают списывать, и процесс затягивается, теряет актуальность.

- У преподавателя с учащимися должен быть непосредственный контакт, поэтому среди минусов отмечу нехватку интерактивности, - добавляет Вера Абишева. – Возросла и физическая, и психологическая нагрузка: приходится весь день находиться за компьютером. Пандемия выявила проблему нестабильного интернета, а кому-то приходится делить единственный ноутбук с братьями-школьниками или родственниками, работающими на удаленке.

Вера Абишева

Когда основой преподавания выступает живой эмоциональный рассказ – а методика у Евгения Мясникова именно такая – ни один «Zoom» этого не передаст. Поэтому Евгений Александрович надеется быстрее вернуться в школу. Скучает по ученикам и Татьяна Кириченко: профессия учителя подразумевает живое общение, и, потеряв его, страдают и ученики, и учителя. К этому прибавляется человеческий фактор: Татьяна Ивановна делится, что ребята подпитывают педагогов своей энергией и свежими эмоциями.

Эдуарду Камалову проще: он живет рядом со своей школой – ее же он, кстати, окончил и в ней работает – поэтому почти ежедневно видит и учеников, и родителей, к примеру, в магазине. Но – ждет, когда снова вернется в класс.

- Мне тоже не хватает многочисленных вопросов ребят, их живой активности на занятии. Я люблю своих учеников, вместе с ними радуюсь и грущу, плачу и смеюсь, - говорит Екатерина Рент. – Сейчас, кстати, порой даже по почерку можно определить то, с какими эмоциями дети выполняют задание.

Что бывает объяснить труднее всего? Такие моменты в дистанционном обучении у каждого из наших собеседников разные. Для Татьяны Кириченко сложности возникают, когда в презентации нужно представить формулы: набирать их затратно по времени, а в теме их может быть немало. «Кроме того, я ищу видеоматериалы в помощь к урокам – сейчас есть блогеры, которые стараются объяснить математику. Подача – на любой вкус, и кто-то даже поясняет предмет в шуточной форме», - рассказывает Татьяна Ивановна.

Татьяна Кириченко

- Объяснение нового материала не представляет большой сложности, но онлайн-режим не позволяет увидеть, усвоили ли дети тему. Опять-таки, страдает обратная связь между учеником и учителем, - такова позиция Эдуарда Маратовича.

А обратная связь подразумевает, конечно, живое, неравнодушное восприятие материала, при необходимости – его обсуждение. Этим дорожит Вера Тукеновна, добавляя, что в период «дистанционки» старается строить лекции так, чтобы они стали еще более увлекательными.

В начальной же школе можно объяснить любую тему из программы, уверена Екатерина Владимировна, но проблемы возникают, когда уроки нужно подкреплять практическими упражнениями. Если ребенок что-то не понял, или это видно в его работе, педагог подсказывает, на что обратить внимание.

- В истории труднее всего объяснить причинно следственные связи. Допустим, дети посмотрели видео, один ребенок суть понял, другой – нет. Но на живом уроке это можно быстро скорректировать, - делится Евгений Александрович. – Легче всего на дистанционном обучении старшим классам, поскольку пятиклассники только-только покинули начальную школу, у них идет психологическая адаптация. Здесь нужна серьезная поддержка от преподавателя и, прежде всего, от классного руководителя. Такой аспект создает трудности – тем более в дистанционном обучении. Поэтому чтобы подготовить урок для 5 класса, порой уходит минимум два-три часа.

Вопрос об объективности на «дистанционке» – тоже далеко не последний. Евгений Мясников не исключает, что школьники могут и списать, а по работе легко можно определить, отписка ли это, или взятый из интернета материал. С другой стороны, нельзя сказать, что ребенок ничего не сделал, но выполнение задания учитель требует только в тетради и только своим почерком.

- Во время онлайн-уроков я стараюсь задавать вопросы, чтобы определить уровень усвоения материала. Понимаю, что при оценивании на дистанции есть соблазн к субъективизму, но стараюсь, исходя из знаний и возможностей ребят, дать объективную оценку, - признается Эдуард Камалов.

Во время дистанционной учебы детям могут помогать родители, добавляет Екатерина Рент. Тогда особенно сложно оценить, насколько усвоена тема. Конечно, мамы и папы настраивают ребят на уроки, но порой их участие в самостоятельных работах может быть нечестным. Хотя такие работы педагог проводит с включенными камерами и считает, что объективная оценка даже здесь возможна.

- Я точнее могу оценить труд учеников, которых наблюдала в действии в классе. В дистанционном же обучении столкнулась с нечестностью, - признается Татьяна Кириченко. – Один из ребят сдал только 3 задания из 10, а на обзорном тесте по теме получил высший балл: оказалось, помогали родители. Тем не менее, отдельные варианты заданий и фиксированное время сдачи работ могут помочь объективно оценить знания школьников – но не факт, что рядом не будет находиться взрослый.

У Веры Абишевой на этот счет более оптимистичный ответ: чтобы проконтролировать освоение дисциплин, в вузе составлены вопросники и тесты. «Конечно, когда работаешь на компьютере, можно легко найти ответ в интернете, но будем надеяться на молодую память наших студентов», - считает профессор.

Эдуард Камалов

- Проверка заданий – целая эпопея! – улыбается Эдуард Маратович. – Ребята в основном пишут в тетради, фотографируют – вверх ногами, боком, при неясном освещении... Проверяю, поясняю, ставлю оценки. Были, правда, случаи, когда дети вдруг начинали писать каллиграфическим, взрослым почерком...

Евгений Мясников отмечает другой момент в преподавании: проблематично постоянно проверять тетради, когда основа занятий – творческая работа. Тем более что по своему предмету Евгений Александрович – сторонник устных ответов. Бывают и более грустные ситуации: некоторые ученики отправляют выполненные задания через сутки, два или три дня, говорит Татьяна Кириченко. Кто-то ссылается на то, что уроки не грузятся ни с одного устройства – но тут важно не искать причины, а действовать, ведь ребенку нужно выполнить задание. Родители, к слову, могут помочь технически: например, на время предоставив свой компьютер, если на нем лучше интернет.

Какой будет вторая волна COVID-19, если будет – неизвестно, однако на просторах сети периодически возникает пока не подтвержденная информация о том, что часть школьников стоит оставить на дистанционном обучении, а часть – вернуть за парты. Есть ли смысл применить опыт «дистанционки» и не полностью переходить на традиционное обучение? Эдуард Камалов делится: такой опыт будет ценным, и его можно использовать фрагментарно – при хорошей подготовке и ребенка и педагога. «Но я сторонник традиционного обучения», - говорит Эдуард Маратович.

- В кружковой и факультативной работе дистанционный формат может быть удобен: если ребенок не смог посетить занятие, он может вернуться к нему офлайн, - предполагает Евгений Мясников. – Но для выпускных и переходных классов – 5, 9, 11 – нужно искать возможность вернуться в школу. В старших классах идет итоговая аттестация, и надо делать упор на изучение дисциплин, экзамены по которым ребята будут сдавать. Пятиклассников важно переводить на очное обучение хотя бы по основным предметам: оценки по ним будут напрямую влиять на их успеваемость в будущем.

Дистанционное обучение – самый дешевый вид обучения, но он может быть и самым некачественным, считает Татьяна Кириченко. Куда объективнее будет проходить оценивание, когда школьники дают живые полные ответы, пишут контрольные работы, а не сдают учебный материал в виде теста, или присылая подчас фото чужих работ.

- Это возвращает нас к традициям образования Советского Союза. Очень много, кстати, появляется сведений о том, что зарубежные страны переходят на советскую систему образования: там даже учатся по советским учебникам – и это не поверхностное образование, а базовое, - поясняет Татьяна Ивановна. – Базовые знания могут понадобиться всем, и ребята рано или поздно вынуждены будут их применять, если того потребуют условия. Да, они разбираются в компьютерах, могут найти информацию – но не могут удержать ее в голове и воспользоваться ею. А это идет вразрез с задачей вырастить компетентного ученика. Сегодняшним десятиклассникам довелось учиться во всех формам обучения последних лет, и лучше всего отзываются о традиционной.

Вера Абишева со студенткой

Продолжить образовательный процесс с помощью цифровых технологий университеты смогут, опыт преподавания онлайн будет использоваться и дальше, но Вера Абишева, как и ее коллеги – тоже за возвращение за парты. С ней согласна и Екатерина Рент:

- Фигура учителя, его личность в образовании играет важную роль – об этом не раз говорил известный в СНГ педагог Шалва Амонашвили. Учитель может увлечь ребенка наукой, творчеством и вдохновить пойти в профессию. Мы для ребят еще и друзья – особенно в начальной школе: дети часто делятся своими переживаниями. Поэтому хочется в преддверии праздника пожелать учителям здоровья, творчества, позитива – мы все преодолеем, справимся, и все будет хорошо. Самое главное – верить в себя и в учеников!

Редакция информационного агентства ekaraganda.kz поздравляет всех учителей и преподавателей с профессиональным праздником! Желаем Вам, чтобы работа приносила благодарность и удовольствие, а новые задачи всегда вдохновляли. Желаем, чтобы у Вас всегда было время на отдых и на себя, на душевное общение и яркие впечатления от жизни. Желаем, чтобы Вас ценили, уважали и любили!

В материале использованы фото из личного архива учителей и фото автора

    • Рассылка: